Автор: доктор техн. наук, Большеротов А.Л.
При использовании данных материалов в любых целях, ссылка на автора обязательна.
Современное состояние экологической экспертизы (ЭЭ) и оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Экологическая экспертиза.
Оценка воздействия строительства на окружающую среду имеет определённую специфику – это может быть отдельный объект или комплексов объектов, находящихся в стадии строительства или в после строительных стадиях их жизненного цикла (эксплуатация, реконструкция, модернизация, ликвидация и пр.).
Практика ЭЭ и ОВОС играет положительную роль при реализации намечаемой строительной деятельности. Эта роль для экологической оценки была сформулирована на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (UNCED) в Рио-де-Жанейро в 1992 г.. Принцип 17 гласит: "Экологическая оценка (ЭО = ЭЭ + ОВОС), как национальный инструмент, должна предприниматься для тех предлагаемых проектов, которые могут оказать существенное неблагоприятное воздействие на окружающую среду, и должны быть предметом решения уполномоченных национальных властей ".
В настоящее время в состав документов по экспертизе проектов строительства в обязательном порядке входит Экологическая экспертиза (ЭО) и Оценка воздействия данного объекта строительства на окружающую среду (ОВОС).
При оформлении документов на проектирование и строительство объектов недвижимости соблюдается, установленный законодательством, набор обязательных документов и порядок их оформление, а при возведении объекта недвижимости осуществляется контроль (инспектирование) за соблюдением законодательства, норм, правил.
Целью регулирования порядка оформления документов и их состава является обеспечение следующих четырёх основных принципиальных требований:
· соответствие, предлагаемого к строительству объекта, градостроительным планам территории;
· соответствие объекта недвижимости планам социального, культурного развития территории;
· экономическая целесообразность возведения объекта;
· экологическая безопасность данного объекта.
Экологическая безопасность является одной из важнейших качественных характеристик строительного объекта, так как любое новое строительство является дополнительной нагрузкой на экологию окружающей среды как в период строительства, так и в период эксплуатации объекта недвижимости. Особенно это касается промышленных предприятий, эксплуатация которых, как правило, связана с загрязнением окружающей среды. Для промышленных объектов важно провести возведение объекта в местах, где воздействие на природу, экологию в целом будет минимально. Для этого необходимо оценить экологическую нагрузку проектируемого объекта на существующие окружающие объекты, и оценить технические системы обеспечения экологической безопасности данного объекта. Это касается технической возможности систем водоотведения, очистки стоков, утилизации различных отходов и т.д.
Экологическая экспертиза (ЭЭ)
Экологическая экспертиза проводится в соответствии с Законом РФ от 23.11.95 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» [31].
Экологическая экспертиза - это изучение технических параметров проектов строительства, хозяйственной деятельности, явлений и процессов, происходящих в окружающей среде с целью определения соответствия экологическим нормам и требованиям.
ЭЭ это также процесс установления соответствия намечаемой хозяйственной деятельности или иной деятельности экологическим нормам и требованиям и определения допустимости реализации объекта экспертизы в целях предотвращения воздействия этой деятельности на окружающую природу и здоровье человека, а также предотвращения социальных, экономических и других последствий.
Главная цель экологической экспертизы – избежать или свести к минимуму остроту возможных экологических проблем, возможных при реализации рассматриваемого проекта, установить соответствие хозяйственных или других действий экологическим требованиям, определить допустимость реализации того или иного проекта с экологической точки зрения.
Анализ экологической безопасности включает в себя несколько этапов:
1. Проверка соответствия существующей или планируемой деятельности природоохранному законодательству.
2. Проверка достаточности предусмотренных природоохранных мероприятий.
3. Контроль за реализацией природоохранных мероприятий.
При анализе экологической безопасности проектов или существующей реальности необходимо соблюдать следующие принципы:
1. Возможная потенциальная опасность любой деятельности.
2. Обязательная предварительная экологическая экспертиза любого проекта до его реализации.
3. Независимость экспертов.
4. Достоверность и полнота информации.
5. Комплексная оценка воздействия на окружающую среду.
6. Учёт при экологической экспертизе конкретного проекта имеющего состояния экологии окружающей среды.
7. Открытость экологической информации.
8. Ответственность, в том числе и юридическая, участников экспертизы – заказчиков и экспертов.
Государственная система управления охраной окружающей среды имеет многоуровневый повсеместный характер и включает в себя все органы государственного и общественного управления, начиная с Президента РФ и заканчивая общественными организациями граждан. Вопросы экологической безопасности может поднимать и любой гражданин России, обращаясь в государственные и общественные органы управления государством.
В государственной исполнительной власти вопросами природопользования и экологии непосредственно занимается Министерство природных ресурсов РФ и подчинённые по вертикали четыре федеральных агентства:
· водных ресурсов;
· по недропользованию;
· по лесному хозяйству;
· по надзору в сфере природопользования.
Кроме того, к вопросам охраны окружающей среды в случае нарушения природоохранного законодательства привлекаются профильные министерства, агентства, ведомства, а также МЧС, МВД, Прокуратура РФ, Госгортехнадзор, Роскомрыболовство и другие ведомства.
В обязанности этих органов входит экологическая экспертиза, контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, принятие мер для предотвращения нарушений экологических норм и принятие мер для ликвидации возникших нарушений.
К сожалению, отсутствие единой системы оценки экологической безопасности и контроля за состоянием окружающей среды крайне усложняют при необходимости процедуру принятия решений. В результате экологические последствия от несвоевременного реагирования бывают катастрофическими. Незаконно вырубленная роща или спущенный при строительстве водоём восстановить уже не представится возможным.
Деятельность по защите окружающей среды начинается с экологической экспертизы проектов. Экологическая экспертиза может быть следующих видов:
·1. государственная;
· 2. общественная;
· 3. ведомственная;
· 4. научная.
1. Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации. Её решения обязательны для исполнения. Данной экспертизе подвергаются документы, предшествующие реализации проектов, а субъектами являются заказчик, подрядчик и потребитель.
2. Общественная экологическая экспертиза (ОЭЭ) проводится по инициативе общественных организаций на любом этапе реализации проекта независимо от ГЭЭ. Цели ОЭЭ и ГЭЭ совпадают. Квалификация экспертов должна быть не ниже, чем при проведении ГЭЭ.
3. Ведомственная экологическая экспертиза (ВЭЭ) проводится по распоряжению ведомственной или административной структуры (область, район, город, село).
4. Научная экологическая экспертиза (НЭЭ) проводится по инициативе научных учреждений или отдельных учёных.
Юридическую силу имеют только заключения ГЭЭ.
Существуют следующие типы экологических экспертиз:
1. Проектная экспертиза – это экспертиза проектов, применяемых в нём машин, оборудования, технологических процессов, материалов, а также используемых законодательных доку-ментов.
2. Послепроектная экспертиза - это экспертиза действующего производства, его соответствия проекту и соответствия реализованных проектных решений природоохранным нормам.
Процесс проведения экологической экспертизы состоит из следующих этапов:
1. Постановка задачи.
2. Сбор исходных материалов, их обобщение и оценка.
3. Анализ полученных данных, оценка экологической опасности проекта.
4. Подготовка и утверждение экспертного заключения.
5. Разрешение споров и определение ответственности.