Исинская глина: свойства и виды породы. Цзы Ни, Люй Ни, Джу Ни, Дуань Ни. Этапы производства исинских чайников: обработка и подготовка глины. Этапы создания чайника. Виды декора на исинских чайниках.
Исинская глина
Чем объясняются оригинальные свойства исинской глины
Исинская глина Цзы Ша — осадочная озёрная горная порода, добываемая в местечке Диншучжен у Великого озера (Тайху) между гористыми районами Дун Тин Шань и Си Шань в округе Исин провинции Цзянсу.
Уникальные свойства глины: тонкодисперсность, однородность, отсутствие запаха, высокая пластичность, огнеупорность — объясняются особенностями местной почвы; ранее на месте туманного леса плескались волны Восточно-Китайского моря, а 70 млн лет назад сюда же, в Хуанлуншань (黄龙山, Гора Жёлтого Дракона), упал метеорит.
Именно поэтому в местной глине присутствует много оксидов металлов и каолинита — они придают породе дополнительную прочность и тугоплавкость, материал выдерживает температуру обжига вплоть до 1200°C и в дальнейшем не нуждается в покрытии глазурью. Это, в свою очередь, дарит обожжённой посуде возможность дышать, пропускать через себя воздух, нарабатываться под определённый вид чая. Исинский чайник всегда тонкостенный, лёгкий, достаточно звонкий; он прекрасно держит тепло и не обжигает руки.
Получается, что участие в формировании сырья для исинцев принимают все стихии, от земли и дерева до металла, воды и огня. Но на этом символизм у-син не заканчивается — у китайцев исинская глина Цзы Ша с давних пор носит название Пятицветной земли 五色土, поскольку имеет несколько видов (твёрдые основные глины Цзы Ни и Бэн Шань Люй Ни, твёрдая смесовая Дуань Ни, мягкие Джу Ни и Бай Ни) и порядка 30 оттенков (от светло-серого до зелёного и чёрного).
Виды исинских глин
Про исинскую глину говорят: "пористая, как шкура граната, бархатная, как кожица груши, прочная, как киноварь"
Всего известно порядка 25 видов исинских глин, расскажем об основных.
Пурпурная глина Цзы Ни 紫泥 — твёрдая глина, залегающая у поверхности на глубине до метра. В сыром виде она имеет лиловые, фиолетовые, бордовые, тёмно-коричневые, зеленовато-фиолетовые оттенки — что, по китайскому взгляду, характеризует её как устойчивый и достойный материал.
Эта глина является самым популярным сырьём для чайников. Её запасы огромны. Отличается хорошей стабильностью, однородностью, пористостью, плотностью, прочностью, большой пластичностью. Единственная сложность при работе с нею — опасность воспламенения из-за высокого содержания в составе оксида железа.
Популярные виды пурпурной глины: стабильная глина с "куриными глазами" Ди Цао Цин 底槽清, классическая глина Цин Шуй Ни 清水泥, обыкновенная фиолетовая глина Путун Цзы Ни 普通紫泥, элегантная фиолетово-баклажановая Цзы Це Ни 紫茄泥. Чёрные глины Хэй Ни 黑泥 (黑星土, 黑疾星, 黑星砂) тоже относятся к пурпурному сорту глин.
Пурпурная глина обжигается при температуре диапазона 1140–1180°С и имеет усадку 11–14 %. После обжига чайник приобретает тёмно-коричневый, тёмно-бордовый, тёмно-лиловый цвет.
При взаимодействии с чаем керамика из данной глины гарантирует хорошую воздухопроницаемость, она отлично хранит тепло, успокаивает ум и гарантируют душевное равновесие. После наработки цвет чайника становится ещё более мягким, благородным и торжественным.
Зелёная глина Люй Ни 绿泥 — небольшие слои вкраплений в пластах пурпурной глины, т.наз. "глина внутри глины". В сыром виде она представляет из себя глину нежно-бежевых, зеленоватых, голубоватых оттенков.
Она отличается мелкодисперсностью, рыхлостью, низкой вязкостью, твёрдостью, прочностью, пористостью. Сложность при работе с нею заключается в нюансах температурного режима: недообжиг приводит к блёклому цвету, переобжиг — к частичному потемнению чайника.
Виды зелёной глины: тёмно-зелёная Молу Ни 墨绿泥, глина цвета маша Бэнь Шань Лу Ни 本山绿泥, уникальная лазурная глина с эффектом акульей кожи Тянь Цин Ни 天青泥, светло-зелёная глина Мин Гуо Люй Ни 民国绿泥, горохово-зелёная глина Доу Цин Ни 豆青泥.
Зелёная глина обжигается при температуре 1100–1200°С и имеет усадку около 13–14%. После обжига чайник приобретает зеленоватые и голубовато-бежевые оттенки.
При взаимодействии с чаем керамика из данной глины гарантирует отличные теплосберегающие свойства, она прекрасно раскрывает аромат и вкус чая. Такой чайник легко нарабатывается и обзаводится красивой патиной, он замечательно подойдёт для эстетов и изысканных чаепитий, поскольку одинаково прекрасен и снаружи, и изнутри.
Красная глина Чжу Ни (Хун Ни) 红棕泥 — редкие верхние пласты мягкой пористой глины с большим содержанием кварца, оксидов металлов и слюды. В сыром виде глина представляет из себя твёрдые куски светло-зелёного или коричневатого цвета.
Киноварная глина достаточно редкая, капризная и хрупкая, а потому — дорогая. Обычно она используются либо в качестве декора, либо в качестве эксклюзивного товара небольшого объёма 110–120 мл из-под руки прославленного мастера.
Обработка данного сырья сопряжена с трудностями: любое нарушение температурного режима приводит либо к нарушению цвета, либо к нарушению целостности изделия.
Виды красной глины: киноварная глина Чжу Ни 朱泥, яркая Да Хун Пао Ни 大红袍, капризная элегантная глина "Краснокожий дракон" Хун Пи Лун Ни 红皮龙, многокомпонентная с вкраплениями "Упавшая со склона" Цзянь По Ни 降坡泥, драгоценная Чжаочжуан Чжу Ни ("желток гусиного яйца") 赵庄朱泥, редкая фактурная Сяо Мэйяо Чжу Ни 小煤窑朱泥, вязкая красная глина "Кровь Дракона" 龙血砂.
Красная глина обжигается при температуре 1080–1100°С и имеет усадку от 14 до 35%. После обжига чайник приобретает яркие киноварные, алые, красно-яблочные оттенки.
Чайники из красной глины очень звонкие, они превосходно держат тепло и отлично нарабатываются. Со временем они становятся ещё ярче — и таким же ярким и привлекательным будет аромат воспитанного чайником чая.
Глина Дуань Ни 段泥 — популярнейшая смесовая универсальная глина из пурпурной и зелёной глин. Сырьё в сыром виде может представлять собой желтоватые, красноватые или пурпурные куски породы.
Она обжигается при температуре 1150–1200°С и имеет усадку 12–13%. После обжига чайник приобретает бежево-жёлтые и желтовато-красные оттенки.
Виды смесовых глин Дуань Ни: жёлто-золотая Хуан Цзинь Дуань Ни 黄金段泥, лаотуаньская Си Хуан Ни 蟹黄泥.
Чайник из такой глины универсален по свойствам и рекомендациям, он непритязателен и может стать идеальным для знакомства с чаем.
Памятка для покупателя исинского чайника по глине:
- Чайник должен быть выполнен из глины чистой воды (Цин Шуй Ни) — то есть из одного вида сырья — это подарит ему мягкость оттенка и естественный блеск.
- Цвет исинского чайника зависит от первоначальной породы, от смешения видов глин и от условий температурного обжига. Но это всегда естественный природный оттенок, однородный и одинаковый как внутри, так и снаружи.
- Белая глина Бай Ни 白泥 в качестве сырья практически не используется — она, в основном, идёт на декор.
- Исинской глиной может называться: а) глина из конкретного месторождения городского округа Исин; б) месторождение глины поблизости от г. Исин; в) глина, чья обработка была выполнена по исинским технологиям.
- Исинская глина недоступна для свободной продажи и самостоятельной разработки: самые ценные её месторождения принадлежат государству и покупаются кусками, а доступ к шахтам доступен исключительно по соответствующей лицензии.
Производство исинских чайников
Процессу непосредственно создания чайника предшествует несколько этапов:
- покупка глины
- эскиз или набросок чайника (если задумывается не классическая, а некая индивидуальная форма)
- подготовка глины (примерно десять процедур, занимающих 45 дней)
- изготовление чайника (двадцать процедур длительностью 10 дней)
Подготовка глины
Сначала глина проходит процедуру выветривания — она лежит на солнце и потихоньку начинает рассыпаться. Потом её крошат до состояния мелкой крошки. Затем её просеивают — глина проходит первый фильтр. Далее её промывают (второй фильтр) и снова фильтруют (третий фильтр). После глину сушат и отбивают (т.е. избавляются от воды и воздуха в материале). Потом получившуюся глиняную пасту кладут в тёмное место на хранение, а уже затем изготавливают из неё болванки (или заготовки).
Именно эти болванки мастерские покупают для собственных нужд — в свободной продаже исинская глина не встречается.
Изготовление чайника
В изготовлении исинского чайника участвует порядка 50 предметов: это разнообразные ножи, шила, лопаточки, пилки, формочки, измерители, колотушки, резцы, скребки, тряпочки и полотенца.
Брусок глины раскатывается в полотно примерно 30–40 см длиной, 5–7 см шириной; он отбивается лопаткой справа налево — так мастер дополнительно избавляется от возможных пузырьков воздуха, которые могут спровоцировать деформацию чайника при обжиге.
После формируется тело чайника: полоса загибается в круг, шов смазывается жидкой глиной, точно клеем. Подобным же образом склеиваются края. Заготовку затирают до достижения полной ровности. Далее следует изготовление крупных круглых деталей: дна и крышки — для этого используется циркуль.
Тело чайника крепят к вырезанному дну; швы склеиваются жидкой глиной, равняются, излишки глины убираются с деталей специальными лопатками. Вырезанная крышка подгоняется под тело чайника. Горловина чайника закупоривается — так тело чайника защищают от возможного попадания воды. С помощью бамбуковых палочек на тело чайника добавляются выступающие детали. После чайник снова смачивается жидкой глиной и проходит процедуру повторного выравнивания.
Изготавливаются носик и ручка. В теле чайника протыкаются дырочки сита, в носике прорезается горлышко для чая. Проверяются соотношения крышки и носика.
К телу чайника прикладывается носик и рукоятка, чайник затирается и проверяется на предмет отсутствия складок и неровностей. После он полируется; с него окончательно убираются шероховатости.
На чайник наносятся узоры, рисунки, каллиграфия, печать мастера, и он отправляется на естественную просушку. После просушивания происходит обжиг при 1200°С. Вслед за обжигом чайник 2–3 дня подсыхает.
Декорирование чайника
Считается, что искусство создания чайника совмещает в себе несколько умений: гончарное мастерство, резьбу по дереву, резьбу по камню, поэзию, каллиграфию, живопись, знание мифологии и священных текстов.
Известны следующие виды декора исинских чайников:
Резьба по керамике
По сырой глине ножичком по телу чайника наносится рисунок или каллиграфия, причём каллиграфическая резьба чаще наносится на чистый фон, а живопись обычно контрастно выделяется, ибо является резьбой окрашенной. Важно: любое заполнение декора у исинских чайников происходит жидкой глиной, никогда не краской и не глазурью!
Лепные украшения
Наносятся на сырое тело чайника той же глиной или же глиной контрастной. Всегда должен быть соблюдён баланс и мера: чайник при этом виде декора должен сохранять свою функциональность и чувство вкуса.
Рисунок глиной
Рисунок наносится контрастной жидкой глиной. Он должен совпадать с краем тела чайника заподлицо.
Опечатанный узор
Узор представляет собой заготовку, по которой изготавливается глиняный слепок — для этих вставок в теле чайника формируются специальные углубления (если узор должен сидеть заподлицо) либо же узор накладывается сверху — и тогда он смотрится объёмным.
Объёмная резьба
По телу чайника вырезаются углубления нужной формы, в них вставляется дополнительный слой глины с узором.
Инкрустация
Вставки декора вдавливаются в тело чайника — обычно это золотые и серебряные нити. Нити формируют рисунок, смотрящийся заподлицо.
Смешение глин
Контрастные разводы разными видами глин.
Украшения глазурью (применяется крайне редко)
Глазурь обычно применяется частично и как продолжение декора чайника (не как самостоятельный узор) — ведь чайник не должен утрачивать свою способность дышать. Глазурь наносят после основного обжига; чайник повторно обжигают при 800°С
Работа с фактурой
Добавление абразивных смесей: песка, неких частиц, тактильно других видов глин.
Нанесение печатей
Печати бывают янские и инские, вогнутые и выпуклые. В любом случае, печать должна быть ровной, чёткой, нестираемой. Обычно к печати мастера прилагается паспорт на чайник как лишняя защита от подделок.
Разнообразие печатей: имя мастера (дно крышки), фамилия мастера (под ручкой), наименование мастерской, лого завода, имя заказчика (дно чайника), дата изготовления, даты особого события, благопожелание.
Материал составлен на основе лекций чайной школы Евгения Кашкалова.