В конструкции Древа сифирот различают три столба: правая линия, лева и средняя, – где правая и левая находятся в противостоянии друг с другом, и каждая противоположна другой.
Правая линия называется «милосердие» - на ней располагаются сифиры Хохма, Хесед и Нецах.
Левая линия называется «строгость» - на ней располагаются сифиры Бина, Гвура (Гебура) и Ход.
Средняя линия называется «равновесие» и на ней располагаются сифиры Кетер, Тифирет, Йесод и Мальхут. И одна сокрытая сифира Даат, но она часто рассматривается отдельно от всей конструкции.
Название столбов проистекает из их свойств – так например столб «строгость» имеет свойство Суда, ну а у «милосердия» и свойство и название совпадают, так же как и у «равновесия».
Почему появились свойства и столбы?
Дело в том, что Свету милосердие и Суд не нужны. Свет в Источнике един и абсолютен – в нем нет ни черного ни белого, ни добра ни зла, ни правого ни левого – только единый Свет. Но как известно первая Душа Адам Кедмон не выдержала Святости и разбилась. Поэтому что бы человек мог существовать в том виде, в котором он существует понадобилось так называемое сокрытие Творца.
При этом, то что каббалисты не любят, но некоторые задумываются над одним простым вопросом – выше, то есть ближе к Источнику Света существуют свои миры – например Ацилут (мир эманации) и Йецира (мир ангелов), а так же Брия (мир творческих идей), и в них существуют свои Творения или создания – ангелы, керубим (в христианстве херувимы), архангелы и так далее. На каждом уровне свои создания и их уровень святости свой. Изгнание из своего мира в низший называется падением. И возникает простой вопрос – а мы ли конечное Творение? Нет ли под нами кого-нибудь?
На самом деле на этот вопрос ответили средневековые и наши современные оккультисты, которые в основе своей работы использовали знания каббалы, и демоническое Древо сфирот результат их изучения. Все что дальше нас от Света мы называем демонами, ну или в современной интерпретации темными сущностями – разница нет никакой (как называть мох – мхом или сфагнумом… )
В нашем же случае, люди занимают свое положение, удаленное от Источника Света. До нас доходит ровно столько Света, сколько мы можем воспринят. Но даже на своем уровне существуют определённые рамки вибраций Света – кто-то живет более высокими вибрациями, кто-то более низкими, как мы говорим заземленный человек или одухотворенный, духовно возвышенный – у каждого свое. Но у нас существует определенная градация Света по уровням внутри нашего Мира. И что бы понять, нарастить, поднять уровень своих вибраций нам нужно понимать свойства того, что мы поднимаем. Мы не абсолютные существа, которые Свет и какие-либо явления понимают на уровне знаний, интуиции, или какого-то прямого подключения к абсолюту. Поэтому сказано «человек может понять Творца только из Тьмы», то есть из противоположности. Поэтому каббалисты вывели такое понятие как «сокрытие» Творца, то есть что бы люди смогли воспринять Свет, людям нужно его разделить на черное и белое, добро и зло и так далее. И только на контрасте мы можем различать где Свет, а где Тьма.
На этой простой мысли, кстати, средневековые духовники «перегнули палку» и массово начали пороть людей для развития святости, современные наставники часто тоже от средневековых далеко не уходят. Мысль о нашем несовершенстве и низменности свела с ума не одно поколение духовников и просветленных. Но тут стоит задуматься вот над какой мыслью – наша Душа — это энергия, часть Света, и она бессмертна (закон физики – энергия не берется из неоткуда и не уходит в никуда). Мы сами подбираем для себя уровень миров, тело, родню, условия – мы поднимаемся и возвращаемся в этот Мир постоянно и не единожды. Случайных здесь нет. Нам дано именно то, нам необходимо, именно там, где мы должны быть именно сейчас. Вопрос только для чего? Многие слишком зацикливаются на достижении святости и при Жизни мечтают о Смерти поскорее перейти на их «родной» уровень. Но это как в игре – не набрав баллы на следующий уровень не перейдешь, а мы здесь именно для прохождения каких-то уроков. И тогда встает вопрос – а такие ли мы плохие, грешные и падшие раз пришли именно в этот Мир, или может быть нам чего-то не хватает для полной святости и нам нужно это что-то тут найти? А не загонять себя под вечно повторяющуюся мелодию шарманки «я плохой, я падший, я не достоин»?
Итак мы выяснили что все люди как дети – мало чего знают и понимают в божественной кухне и всему их надо учить, разжевывать и объяснять на примерах. К этой мысли пришли и каббалисты – Творец любит свое Творение и учит нас неразумных. Вопрос в том, как учить ребенка? Что бы ребенок стал физиком ему нельзя с пеленок преподавать Эйнштейна или теорию ядерных взрывов – он не поймет. Ему нужно физику разложить на более мелкие и понятные составляющие – рассказать, что такое нейтроны и протоны, рассказать какие бывают элементы в природе. Рассказать, что вообще такое природа. Научить его банальной таблице умножения, научить считать и складывать. Научить читать и писать. Научить хотя бы разговаривать и понимать речь его воспитателей. И только тогда ребенок сможет вырасти физиком.
Со Светом все тоже самое – что бы понять Свет его нужно разложить «по полочкам» и Древо сифирот это наглядная схема «разложения по полочкам» Света. Верхняя триада, средние сифиры и нижние – на каждом свой уровень святости, осознаний, учений. Каббалисты говорят о том, что на каждом уровне существует одна единая любовь Творца, при этом соответственно ощущается она и вибрирует на каждом уровне по-своему. И что бы люди познали любовь Творца и его милосердие нужен Суд. При этом нужно понимать, что Суд выходит из милосердия, так же как милосердие выходит из Суда, что бы постичь святость нас учат и Судом и милосердием.
Суд или столб «строгости» – это довольно жесткие действия и явления, порой разрушительного характера. Люди называют это наказанием, но это не совсем верно. Суд – это противоположность милосердия, и только соединившись, что называют каббалисты «подластившись» милосердием возможно познать более высшую любовь Творца.
Приведу пример для наглядности – когда мы учим детей, допустим кататься на велосипеде или читать. Умение читать или кататься – это определенный урок и знание, которое нужно ребенку – с этими знаниями он пойдет дальше жить и функционировать в своей Жизни, согласитесь жить и не уметь читать сильно усложняет судьбу человека. То есть по-хорошему если перевести на язык мироздания – мы передаем ребенку знания для функционирования в более высшем мире, чем он пребывает сейчас. Мы из ребенка делаем взрослого.
Мы усаживаем ребенка на велосипед или за азбуку, объясняем ему как оно функционирует и дальше ребенок развивает навыки езды и чтения под нашей опекой. Это форма милосердия и любви, наше желание научить ребенка, взрастить в нем самостоятельную ни от кого не зависящую личность. Но кто из детей любит учиться? Один день, когда у ребенка есть настроение, поток, мотивация, или что-то еще он может активно пытаться научиться. Но что происходит если ребенок упадет? Или устанет? Или его друзья позовут поиграть в мяч? Понимает ли ребенок в этот момент необходимость обучения? Нет – он устал, поранился, ушибся и вообще чтение это не его. Что тогда делает родитель? Верно из состояния своего милосердия – высшего желания, вытекает первый Суд – сначала мы прикрикнем, можем поугрожать наказанием или каким либо лишением вкусняшки. В момент, когда мы говорим, что лишим ребенка телефона, если он не прочитает допустим страницу – это Суд для ребенка – его наказали. Но из какого чувства мы как родители наказываем дитя? Из чувства милосердия – в будущем без чтения ему будет тяжело жить и что бы облегчить большие страдания потом, мы применяем меньшие страдания сейчас.
Вторая ступень — это когда мы реально наказываем – стоять на горохе, день без мультиков, без каких-либо удовольствий и приятного время препровождения – от ребенка получаем сопли, слезы и фразы в стиле «я вас ненавижу». В моменте мы проявляем всю жесткость линии Суда, вводим какие-либо страдания, чтобы достичь результата. Мало правда кто в будущем задумывается о том, что что бы проявить свойство Суда родителю приходиться так же страдать, как и ребенку – наказывать ради наказания или причинения боли способны только люди с поврежденной психикой, остальные как умеют так и пытаются научить как жить. И согласитесь, Жизнь была бы намного хуже, если бы родители прибывали только в состоянии милосердия. Да и благодарить, за то что мы умеем читать, писать, излагать мысли, умеем работать, мыть посуду, умеем ходить, есть ложкой, ходить на горшок, подтираться – мы не благодарим родителей за те фундаментальные вещи, которые они нам передали в Жизни. Это вроде как обязанность родителей и воспринимается как само собой разумеющееся.
За примером чрезмерного милосердия далеко ходить не надо – снова дети, дети которые знают что родителя можно ослушаться, что мама\папа все равно уступят и сделают то что хочет ребенок, достаточно громко и сопливо покричать и побиться головой об пол. И что получается из такого ребенка – в лучшем случае бытовой инвалид, который живет и паразитирует за счет другого, так как сам ни к чему не приспособлен, который закатывает истерики при любом чихе, кричит, унижает, а часто еще и распускает руки.
Расскажу пример из своей Жизни. У меня когда-то давно коллега на работе стала бабушкой. Ее дочка родила красивую и очень активную девочку. Сама коллега педагог по образованию и дочерей всегда воспитывала, стараясь с ними разговаривать без применения физической силы, но была всегда тверда в наказаниях. И у них случилась такая история – девочке было три годика, и к ним в гости на неделю из деревни приехала бабушка по линии папы. Привезла игрушек, подарков – в общем типичная бабушка. Она привезла в том числе для одной игры разноцветные камушки, которые надо было складывать в коробочки по цветам. Вроде игра развивающая, но девочка решила, что у нее свои правила и она эти камушки использовала в качестве воды, когда играла с куклами в чаепитие. Бабушку она, кстати, тоже усадила за столик с куклами и начала разливать эти камушки из чайничка в кружочки.
Суть в том, что ребенок заигрался и несмотря на предупреждение взрослых эти камушки взял в рот. Довольно опасно, ведь ребенок мог случайно проглотить, или подавиться, или и то и другое вместе. Бабушка стала ругаться на внучку и попыталась отобрать камушки. Внучка соответственно разревелась и надулась от обиды, сказала, что с бабушкой играть больше не будет. У бабушки сердце чуть не остановилась – она же приехала всего на неделю из деревни, а тут ребенок обиженный, и она вернула камушки внучке. А потом всю неделю бегала за внучкой, которая эти камушки в рот запихивала. Девочке было весело, бабушке нет. Спустя неделю бабушка уехала, а в доме осталась моя коллега, которая, молча, за этим наблюдала и ее дочка. Настало время игры, и девочка тут же попыталась «провернуть» фокус с камушками, но уже с моей коллегой. Не получилось. Ребенок был наказан лишением всех любимых камушков, несмотря на крики, сопли, слезы и фразы что она вообще ни с кем играть не будет и позовет бабушку из деревни. Спустя несколько дней ребенку камушки вернули, но предупредили что если она их в рот еще раз возьмет – камушки будут уже навсегда выкинуты из дома. Больше история не повторялась.
В чем разница между бабушками – у одной преобладало свойство милосердия. Каббалисты говорят что крайняя степень милосердия это когда даже самое тяжелое преступление оправдывается. Когда не существует такого преступление за которое бы вводилось наказание. Здесь прощается все. Это полная, абсолютная любовь, служение, радость и всепрощение. Здесь нет никаких ограничений и лишений, здесь нет никаких законов или сдерживающих факторов – полная свобода и вседозволенность.
Вторая бабушка – это Суд. Каббалисты говорят, что в крайней степени Суда даже самое малое и незначительное нарушение карается максимально жестким наказанием. Здесь нет прощения вообще ничему, здесь нет никаких оправданий и объяснений. Здесь очень жесткая причинно-следственная связь: сделал - получил наказание. Здесь нет понимания, принятия, сочувствия или какого-либо намека на мягкость и прощение.
Есть еще один пример проявления свойств Суда и милосердия. Дети рожденные в конце 80х и начале 90х. Многие помнят развал, разгул преступности, голод, правящий тогда в стране. Многие семьи потеряли источники дохода и были вынуждены вести Жизнь на грани существования. Многие дети тогда, что бы хоть как-то помочь, собирали бутылки, отрывали железо, срезали провода с подстанций, попрошайничали, лазили по помойкам в поисках что можно было продать, разбойничали и беспредельничали, практически на ровне со взрослыми. У нас во дворе был реальный случай, когда дети в драке с бомжом за провода, последнего убили. Эти дети росли в свойстве Суда, но в замен они получили умение выживать. Эти дети умели выживать на улицах во время разгула разбоя, во время голода, или любой другой нестабильной ситуации.
А вот противоположная ситуация с детьми которые рождены уже после нулевых. Многие молодые мамы и папы, памятуя об жестких ограничениях 90х, своем детстве и так далее, взяли противоположный курс – мой ребенок ничего делать не будет. В итоге все чаще мы видим детей, которые довольно серьезно заявляют, что их родители рожали, чтобы содержать, что они не понимают почему вдруг они должны съезжать от родителей, сами зарабатывать, и вообще хоть как-то себя обеспечивать – родители тогда зачем? Детям по 20+ лет, они не умеют ни зарабатывать денег, ни банально убрать за собой, помыть посуду – они фактически приравнены к состоянию инвалида, который не может сам себя обслуживать, ему нужен опекун. И это результат чрезмерного милосердия родителей.
Но что стоит помнить всегда Суд, рождается из милосердия, а милосердие из Суда. Пример выше – памятуя об ограничениях своего детства (свойство Суда), молодые родители берут противоположный курс – «мой ребенок не будет ничем утруждаться и ничем не ограничен» (свойство милосердия), ребенок становиться не приучен к выполнению родительских – взрослых обязанностей, порождает новое дитя, за которым он не способен ухаживать, обеспечивать или чему-либо обучать, кроме детских «хочу». И уже это дитя, в виду отсутствия взрослого (которое само дитя), оно будет вынуждено само себя обеспечивать и выживать, превозмогая все ограничения и справляться со всей жестокостью своей Жизни (свойство Суда). И это только бытовой маленький уровень.
А если представить себе все это в масштабе Вселенной, то получается, что мы как люди – все маленькие дети, которых учит взрослый – Мироздание/Творец/Вселенная/проведение и все трудности, невзгоды, жестокость, ограничения – все свойства Суда мы преодолеваем что бы развить какой-либо навык, чему-то научиться, стать самостоятельными и научиться Жить, по другому мы стремимся в состояние милосердия.
В Христианстве говоря «когда Богу тебя что-то отбирает, он хочет что-то большее дать в замен» - это и есть проявление двух свойств Суда – отобрать что-то меньшее, и дать в замен большее – милосердие.
Зачем у нас вообще что-то отбирать?
Ответ как ни странно очень простой – потому что мы вырастаем. Снова представим ребенка. Он рождается крохой, которая умещается в руках. Его пеленают, укутывают маленьким одеялком, кладут в маленькую кроватку, кормят маленькой ложечкой. Проходит время, у кого есть дети подтвердят что время проходит ооочень мало, и уже кроватка, одеялко, ложечка становятся малы. Мы же не пеленаем допустим трехлетнего ребенка в пеленки? Мы уже надеваем ему штанишки, рубашку и так далее. А что будет если ребенок не хочет расставаться со своей маленькой кроваткой и пеленкой? Он привык, ему там комфортно и безопасно, тепло и уютно, и практически все время он там провел. Даже если просто это представить как допустим пятилетка будет спать в колыбельке? Он то, конечно, в силу нашей природы, попытается там уместиться – скрючиться, извернуться, ноги будут торчать, руки выпадать, он будет стоически преодолевать все трудности, жаловаться, не высыпаться, но кроватку менять не будет. Или зимой в холод вместо комбинезона пытаться прикрыться пеленкой, только потому что он к ней привык. Адекватный взрослый применит свойство Суда – он всеми правдами и неправдами, всеми силами что у него есть лишит ребенка старой кроватки и пеленки. Уговорит, объяснит, сожжет пеленку и скажет само сгорело, прячет, поревет, испачкает – тут фантазии нет предела. Факт в другом – ребенка лишат любимой вещи, только потому что он из нее вырос. А мы все маленькие дети на божественной кухне и нас лишают привычных вещей, людей, комфорта и так далее. не потому что нас хотят наказать, а потому что мы выросли, но в силу своих убеждений понимать этого не хотим.
Равновесие или средний столб.
Для чего нужен средний столб равновесие – выражаясь современным языком – это читерский лифт. Для особо сговорчивых и понятливых, кому объяснять уроки Жизни при помощи свойств Суда и милосердия не надо, существует столб равновесия. Столб равновесия – это баланс между добром и злом, между Тьмой и Светом, между хорошо и плохо. Тут Свет един и не требует разделения, он уравновешен и в нем уже включены и Суд и милосердие, и по нему подъем на более высокий уровень возможен на прямую. Если вернуться, к примеру с пеленкой и кроваткой – ребенок здесь обладает достаточным уровнем сознания, чтобы понимать необходимость обновления и развития. Тут он понимает необходимость обучения, смены старых штанишек на новые. Тут человек добровольно и самостоятельно, в силу своей осознанности, готов жертвовать чем-то для достижения более высокого уровня. Но для этого нужно развить в себе достаточную силу сознания и осознанности, а это, увы, доступно не всем. Соответственно переход на более высокий уровень по среднему столбу возможен, но требует достаточно много работы над собой. При этом тут важно не «скатываться» в токсичную осознанность и не прикрывать псевдоосознаностью свои какие-то внутренние затыки.
Приведу пример из Библии. Существует легенда, когда к Аврааму явился ангел и передал слова Бога, о том, что Авраам во имя Господа должен принести в жертву своего собственного сына Исаака. "Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе". Трудно было Аврааму сделать это. Но он хотел исполнить все, что Бог повелевал ему, потому что он любил Господа всем сердцем своим. В назначенное время и место привел Авраам своего сына. По одной легенде Исаак знал о своем жертвоприношении и сам пошел, по другой не знал, но следовал за отцом. Авраам соорудил жертвенник и должен уже был убить своего сына, когда к нему явились ангелы и сообщили что так Бог испытывал Авраама, что бы посмотреть кого тот любит больше. Что мы тут видим – Суд – лишение сына Жизни, милосердие – любовь отца к сыну и к Богу, и равновесие – не смотря на всю любовь и жалость и горе Авраам был готов сделать то, что требовалось, несмотря ни на что. Путь равновесия не всегда легкий, он осложняется пониманием того, что нужно делать и для чего, а это осознание не всякий может вынести.
Но любой из путей не является легким.
Статьи связанные с темой Древа Жизни:
Откуда вязался ад или 4 лика\ 4 клиппот
Буквы, цифры, астрологические обозначения на Древе
Информация о моих сайтах:
Телеграмм - https://t.me/AnnaKuzmina05
Дзен - https://zen.yandex.ru/id/62e53715e13ed15dc1627870
Инстаграм( запрещен в России) - @annakuzmina05