На сколько я красивый? Думаю, что этим вопросом хоть раз в жизни задавался каждый. Есть и другой вопрос: что для нас красиво, а что нет? И как вообще мы понимаем, что, например, этот человек красивый, а этот нет. Этот выпуск будет про красоту и про различные факты о ней, давайте начнём.
И так, наверное, многие слышали, что красота, это субъективное мнение, одному нравится одно, другому нравится другое. В принципе, можно сказать, что это так, однако учёные выяснили, что некоторые стандарты красоты всё же есть. Вот, посмотрите на эти картины.
Все эти картины были написаны со слов случайных людей. Те картины, которые находятся сверху, то есть, с изображением природы - это то, что нравится людям, а вот нижние работы с геометрическими фигурами у людей вызывают не самые хорошие эмоции. Причём такой опрос провели в разных странах, и все люди ответили, что им нравится, примерно, одно и тоже: вода, лес, животные и спокойные цвета. Это и видно на картинах. Из этого можно сделать вывод, что некоторые стандарты красоты всё же есть. А вот что насчёт человека, кого мы считаем красивыми?
1) Маска симметрии.
Вот и первый стандарт красоты: маска симметрии. Если вы не знали, то подсознательно, когда мы смотрим на человека, наш мозг проецирует на нём такую маску, и если лицо человека полностью сочетается с этой маской, то для нас он красивый. И так работает у всех людей, именно поэтому, например, Анджелина Джоли считается символом красоты, наложим на неё маску симметрии и получим,
что её лицо совпадает с этой маской, поэтому для нас она красивая. И чем симметричнее лицо, тем более красивым оно нам кажется. Идём дальше.
2) Усреднение. Учёные также выяснили, что когда мы смотрим на людей в компании или толпе, они нам кажутся более красивыми, потому что работает эффект усреднения. То есть, смотря на группу людей, у нас создается средний образ привлекательного лица. Убедитесь сами.
Вот компания друзей, и в принципе, все они довольно симпатичные, а вот уже лицо отдельного человека,
и я не буду говорить, что он страшный, нет, но восприятие его отдельного лица изменилось. Поэтому в толпе люди действительно выглядят красивее, ведь наш мозг строит маску симметрии для каждого лица, а так как людей много, он сводит к одной середине все образы.
3) Наши эмоции.
Ещё очень важны те эмоции, которые человек испытывает при виде другого человека. Если у вас есть хорошие воспоминания о том, кого вы видите перед собой, то он будет внешне вам приятен. Да, вот так на наше восприятие другого человека влияет то, как мы о нём думаем, и какие эмоции он у нас вызывает.
Хорошо, с красотой человека разобрались, а как насчёт всего остального? Что вообще для нас красиво, а что нет? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно узнать про одного учёного: Велийанура Рамачандрана. Именно этот человек назвал девять правил эстетики, я вам расскажу о нескольких из них.
1) Группировка.
Правило группировки говорит о том, что нашему мозгу нравится достраивать различные картинки и образы до полного целого. Для примера посмотрите на это изображение,
оно состоит из различных чёрточек, линий и точек. Когда мы на него смотрим, наш мозг сам начинает соединять эти линии и точки в одно целое, то есть группировать, создавая какую-то картинку, она может быть совершенно разной у разных людей, но тем не менее, эта картинка будет. И вот это и нравится нашему мозгу, он решает задачу, и когда её получается решить, он хвалит себя. Вот почему людям так нравится всматриваться в изображения, искать части целого. Кстати, вы когда-нибудь замечали, что видите лица в предметах, зданиях, овощах и так далее?
Это имеет научное название: парейдолия, но по сути данное явление можно отнести к группировке. Наш мозг постоянно пытается достроить и создать образы там, где их нет. Сейчас для нас это просто прикол, но в древности эта функция действительно была нужна, ведь люди жили в контакте с природой, и мозг должен был уметь различать образы и силуэты в траве или среди деревьев, вдруг там хищный зверь сидит, или наоборот олень прячется, которого ты можешь съесть. Сейчас мы уже не ходим на охоту, да и на нас никто не охотится, однако лицо среди овощей мы до сих пор видим.
Теперь давайте поговорим о таком понятии как сверхстимул.
2) Сверхстимул.
Чтобы стало понятно, что означает сверхстимул, можно привести в пример чайку. Если ей дать её яйцо и яйцо, которое будет в пять раз больше, она станет высиживать более крупное яйцо, то есть для чайки сверхстимул - это размер яйца. В искусстве же сверхстимулом для людей являются, например, не естественные, но красивые формы женщин.
На этом изображении талия очень узкая, а грудь и бёдра большие, в реальности такой фигуры без каких-то вмешательств, скорее всего, не добиться, однако для нас это красиво. Или же взять древние скульптуры женщин,
формы так скажем не самые правдоподобные, однако для тогдашних людей это тоже был сверхстимул, и они считали такие скульптуры красивыми. Но я считаю нечестно говорить лишь только про женщин, нужно же и мужчин показать.
Эта скульптура отображает тот образ мужского тела, который нравился людям тех времён. Вы посмотрите, тело очень мускулистое, накаченное, без какого либо изъяна, это тоже сверхстимул. Однако такое тело красивым считается и сейчас, да, очень многие мужчины и парни ходят в спортзал, чтобы иметь такие формы. То есть это означает, что мода на такое тело пошла ещё со времён древней Греции. А знаете на что ещё пошла мода с древних времён? Вот никогда не догадаетесь, я сам когда узнал, очень сильно удивился. На маникюр, да, именно на него, красили свои ногти ещё в древнем Китае и Египте. А самая известная египетская правительница Клеопатра выпустила первую энциклопедию о косметике, в которой и были рецепты лаков для ногтей. Следуем дальше.
3) Контраст.
Ещё ученые выяснили, что нашему мозгу нравится контраст в цветах, когда один цвет на фоне отличается от другого. Поэтому, например, нам нравится небо. Облака на нём белоснежные, как только что выпавший снег, а само пространство голубое, как самая чистая океаническая вода. И когда наш мозг видит контраст белого и голубого, то ему становится эстетически приятно. Есть даже теория, что любовь к контрасту в цветах у нас пошла от фруктов. Когда плод имеет яркий окрас, допустим, манго, то его легко различить среди зелени деревьев.
А когда окрас сливается с деревьями и нам сложно найти фрукт, то наш мозг начинает напрягаться, от чего ему становится не очень хорошо. Поэтому разные цвета, которые не сливаются, нам нравятся больше, чем какой-нибудь жёлтый на оранжевом. И финальное правило в этом выпуске.
4) Симметрия. Про симметрию я уже упоминал, когда говорил про маску симметрии, но это только лишь часть от всей красоты, которую нам даёт симметрия. На самом деле всё в природе стремится к симметрии и равным пропорциям, достаточно посмотреть на снег, а точнее на то, из чего он состоит, на снежинки, и смотреть надо через микроскоп.
Снежинка, по своей сути кристалл, состоящий из воды, но вы только посмотрите на его форму, это же офигеть как красиво, да ещё и надо учитывать, что такая форма снежинки появляется сама по себе, человек никак на эту форму не влияет. Но самое главное то, что снежинка симметрична, она имеет равные пропорции, я, честно говоря, до сих пор не понимаю, почему они образуются симметричными. Но это ещё не всё, посмотрите вот на это изображение.
Те кто знает я думаю догадались, что это фрактал. Фрактал - это фигура, обладающая самоподобием. Насколько бы вы сильно не приближали, фрактал всё равно будет похож на самого себя. Если говорить простыми словами, то фракталы, это фигуры, у которых каждая отдельная часть похожа на всю фигуру целиком. Но почему именно фракталы так нравятся людям? Первая причина заключается в их симметричности, а вторая в том, что фракталы мы видим буквально постоянно.
Домик улитки - это фрактал, потому что спираль будет постоянно похожа на спираль, сколько бы мы не приближали.
И русла реки - это тоже фракталы, и кроны у деревьев тоже фракталы, потому что каждая отдельная веточка похожа на всё дерево целиком. Короче симметрия окружает нас повсюду, как я уже сказал, в природе всё стремится к симметрии, потому что это красиво, а мы, люди, берём все эти природные формы, и используем в жизни, например, в архитектуре. Посмотрите на Эйфелевую башню,
она является фракталом, или треугольником Серпинского, а храмы, находящиеся в Азии, это вообще набор всевозможных фракталов.
И так, подводя итоги этой статьи о красоте можно сделать вывод:
1) статья получилась интересная, что и не могло быть иначе;
2) все эти факты и принципы красоты говорят нам лишь о том, что нет стандартов, по которым живут все люди. Для каждого эти правила по своему играют в мозгах, создавая свой образ красивого человека, или красивой картины, а может красивого здания. По большей части красота не поддаётся описанию, ведь в первую очередь красота, она не про законы, по которым всё действует, она про наши чувства, про то, как мы воспринимаем этот мир и людей в нём. Вот попробуйте дать определение красоте. Да я просто уверен, что у вас ничего не получилось, но при этом вы с лёгкостью можете сказать, что красивое, а что нет, и какой типаж парней или девушек вам нравится. Поэтому красота - это действительно субъективная штука, про которую мы знаем лишь какие-то факты, которые в полной мере не могут объяснить, как мы выбираем себе человека на всю жизнь.
Надеюсь, что выпуск вам понравился. Вся информация была взята из открытых источников и с канала Ян Топлес, до скорых встреч, не скучайте.