Найти тему

КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Лекция 20. Глава 3 Анализ основ экспертизы и оценки экологической безопасности строительства

Оглавление

Автор: доктор техн. наук, Большеротов А.Л.

При использовании данных материалов в любых целях, ссылка на автора обязательна.

Международные системы оценки экологической
безопасности строительства

Первая законодательная норма, создания системы оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, была впервые введена в действие 1 января 1970-го года подписанием Президентом США Р. Никсоном Закона о Национальной Политике в области Окружающей среды (National Environmental Policy Act или NEPA). Данный закон подразумевал в качестве первого обязательного шага при оформлении строительной документации на предполагаемый строительством объект сделать публичное заявление о предполагаемой деятельности - "Заявление об Экологических Воздействиях (ЗЭВ)" (Environmental Impact Statement, EIS) при реализации крупных проектов.

Из открытых источников
Из открытых источников

Подача такого заявления предполагала участие общественности в обсуждении целесообразности реализации данного проекта, в том числе с экологической точки зрения.

В результате впервые образовался порядок, при котором реализация любого проекта обязательно связывалась с оценкой экологических воздействий.

Основные требования к процессу оценки экологического воздействия (ОЭВ) были следующие: всестороннее исследование и описание ожидаемых экологических последствий, в том числе необратимых, планируемой деятельности; сравнение экологических последствий альтернатив предполагаемой деятельности; понятность и краткость ЗЭВ для обеспечения возможности использования его в принятии решений по проекту; открытость ЗЭВ для замечаний заинтересованных сторон, в том числе населения.

В результате образовалась некая система оценки экологических воздействий, которая сразу принесла ощутимые результаты: значительно повысилась активность общественности при обсуждении планов строительства, появилось большое количество судебных исков по нарушениям застройщиками экологических норм, появилась ответственность застройщика по соблюдению закона, появилась система общественного контроля и снизилась экологическая вседозволенность. Уже в начале 70-х годов XX века процедуры подобные NEPA-процессу были приняты в ряде штатов США, а также аналогичные законодательные акты приняты были по примеру США в Канаде, Шотландии и других странах.

Из открытых источников
Из открытых источников

В 80-х годах XX века возрос интерес к анализу возможных экологических последствий не только проектов конкретных хозяйственных объектов, но и так называемых стратегических решений - планов территориального и отраслевого развития, комплексных программ, нормативно-правовых актов.

После формулирования Генеральной Ассамблеей ООН принципов устойчивого развития и принятия программы природоохранных мероприятий в 1987 г., экологические соображения при любой деятельности, в том числе и при строительстве, стали учитываться, начиная со стратегического уровня и до проектирования конкретных объектов.

Однако в разных странах процедуры ЭО, системы ЭО различаются по многим параметрам. Наиболее принципиальные различия состоят в том, что в разных странах ЭО проводится для разных видов деятельности, кроме того, исполнителями ЭО в разных странах являются разные структуры. Какого-то единого механизма, единой системы ЭО не существует, каждый действует по- своему усмотрению, с учётом своей национальной специфики. Но наиболее важным расхождением является использование результата ЭО. В одних случаях это рекомендательные сведения, в других - обязательные к исполнению. Нет единого подхода в ЭО - в каких решениях и каким образом должны учитываться результаты ЭО. Например, ЭО может проводиться заказчиком, может проводиться проектировщиком или специальным ведомством, которое занимается охраной окружающей среды. Результаты ЭО могут использоваться только самим заказчиком (США) или органами экологического контроля (Венгрия), местными органами власти (Англия), или сразу несколькими государственными органами (Словакия, Норвегия). Степень обязательности учета результатов ЭО в принятии решений тоже различается в разных странах.

Открытый источник
Открытый источник

Но, несмотря на эти отличия, разработанные и проверенные временем системы экологической оценки отвечают трем основным ПРИНЦИПАМ - это превентивность, комплексность и демократичность.

Превентивность.

Принцип превентивности означает, что экологическая оценка проводится до принятия основных решений по реализации намечаемой деятельности, и её результаты используются при выработке и принятии решений.

Из принципа превентивности следует принцип альтернативности (вариантности), рассмотрение нескольких различных вариантов намечаемой деятельности для принятия решения в зависимости от результатов экологической оценки.

Комплексность.

Принцип комплексности означает одновременный, комплексный учет воздействий намечаемой деятельности и связанных с ними изменений во всех природных средах, а также в социальной среде.

Демократичность.

Принцип демократичности подразумевает, что экологическая оценка — это не только "научно-техническая" процедура, но и инструмент принятия решений. Здесь же имеется в виду то, что в демократическом обществе решения принимаются открыто и с учетом мнения основных заинтересованных сторон, которые принимают участие в процессе экологической оценки и их мнение должно учитываться наряду с заключениями экспертов. Для обеспечения возможности такого участия экологическая оценка должна проводиться в соответствии со строго определенными правилами, которые понятны и обязательны для всех ее участников. "Демократические" процедуры ЭО являются противоположностью "технократических", при которых решения принимаются закрытым образом, с учетом только мнения экспертов-профессионалов и часто на основе неформальных переговоров и соглашений.

Принципы системы экологической оценки тесно связаны с принципами устойчивого развития, когда при принятии решений о социально-экономическом развитии общества должно учитываться воздействие на окружающую среду и последствия от такого воздействия, как в настоящее время, так и на длительную перспективу. Удовлетворение потребностей общества не должно непоправимо отражаться на природной среде и должно обеспечивать её сохранения для будущих поколений.

Современное понимание устойчивости развития выделяет три ее основных компонента: экологическую оценку, экономическую и социальную составляющие.

Именно экологическая оценка позволяет учесть экологическую устойчивость, наряду с социальной и экономической. Принцип превентивности, таким образом, неразрывно связан с идеей развития, принимающего во внимание не только экономические перспективы, но и экологические последствия. Комплексность экологической оценки позволяет определить насколько общий эколого-социально-экономический потенциал будет изменён в результате намечаемой деятельности. Наконец, демократичность при проведении экологической оценки обеспечивает более сбалансированное распределение общего потенциала территории между заинтересованными сторонами, что "устойчивое развитие" будет учитывать интересы всех сторон, в том числе и будущих поколений.