Найти тему

Сервис. Базовые понятия.

Оглавление

Се́рвис от лат. service — служение; → лат. servio — служить, обслуживать.

Сервис (в отношении бизнеса, или сервисное обслуживание) — это решение проблемы клиента до её проявления. (определение по версии Википедии)

Единой, общепринятой трактовки понятий «сервис», «сервисная деятельность» не существует ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Но что точно можно сказать про “сервис” - это

  • Сервис нельзя описать, взвесить и измерить
  • Сервис нельзя продемонстрировать, как образец товара
  • Нет стандартов и определенных требований к уровню сервиса
  • Каждый человек воспринимает сервис по-своему

В итоге, каждый человек понимает, что есть плохой или хороший сервис, но сформулировать определение такого емкого словами, чтобы учесть все нюансы, не получается. Но это пока.. Наступит день и кто-то соберет все кусочки такого многогранного слова, как сервис, в единую картину и опишет словами. Ну а пока сформулируем подходящее определение самостоятельно, хотя и, вероятно, не такое емкое.

Сформулируем базисные потребности клиента, когда речь идет о сервисе, причем не важно какой отрасли, ниши, рынка и сферы.

  1. Выслушать
  2. Понять и присоединиться
  3. Снять ответственность
  4. Предложить варианты решения
  5. Дать обещание выполнить
  6. ВЫПОЛНИТЬ!

📢 “Принимая любое решение, я спрашивал себя: что важно для клиентов? Что они ценят? Ведь если дать им то, на что они рассчитывают, они будут с радостью платить за продукт, который оправдывает свою цену. Такова была моя изначальная стратегия, и я придерживаюсь ее по сей день.” (цитата из книги “Философия гостеприимства Four Seasons: Качество, сервис, культура и бренд” Алана Филлипса,Изадора Шарпа)

Исходя из того, какие боли клиента снимают сервисные действия сотрудников компании, сформулируем свое определение. Сервис - это согласованные действия всех сотрудников компании на протяжении всего времени контакта с клиентом, которые направлены на решение “головных” болей клиента в том или ином вопросе; снятие ответственность за решение проблем; возможность дать клиенту то, в чем он нуждается в данный момент; сделать это быстро и качественно.

📢 “Помните, что на самом деле вы продаете. Большинство людей покупает решение своих проблем, а не просто продукт. Поэтому часто они готовы платить за экономию своего времени.” (цитата из книги «Клиенты на всю жизнь” Карла Сьюэлла)

Основные принципы сервисной работы с клиентом:

  1. Честность
  2. Открытость
  3. Искренность
  4. Доброжелательность
  5. Желание помочь

📢 “Наша работа — заботиться о клиенте настолько хорошо, чтобы он продолжал возвращаться к нам до конца своей жизни.” (цитата из книги «Клиенты на всю жизнь” Карла Сьюэлла)

Иными словами, сервисная работа - это комплекс действий сотрудников компании, направленный на удовлетворение понятной и осознанной, а главное реальной, потребности клиента, даже если такая потребность возникла непредсказуемо и является точечной (единичной), и до момента ее возникновения не была спрогнозирована.

📢 “Если клиент спрашивает, можете ли вы сделать что-то для него, ответ всегда «да» — при условии, что запрос хоть как-то касается вашего бизнеса” (цитата из книги «Клиенты на всю жизнь” Карла Сьюэлла)

Из чего складывается сервисная работа.

  1. Соблюдение делового этикета как в устном, так и в письменном общении (всего 20% успеха)
  2. Знание предмета общения
  3. Скорость и точность ответа
  4. Исполнение обещаний и в указанный срок
  5. Своевременное информирование клиента
  6. Доведение клиента до положительного финала

📢 “Качество не всегда означает роскошь. Оно означает, что потребитель получает то, на что рассчитывал, что его ожидания всегда оправдываются. Речь идет о результатах, о ценности.” (цитата из книги “Философия гостеприимства Four Seasons: Качество, сервис, культура и бренд” Алана Филлипса,Изадора Шарпа)

Как строится коммуникация с клиентом.

  1. Самое важное - первый контакт

📢 “У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление.“ — Коко Шанель

  1. Быть всегда на связи с клиентом (в рамках рабочего времени, разумеется)
  2. Не бояться негатива
  3. Признавать ошибки

📢 “Он признавал право на ошибку, но только при том условии, что человек берет на себя ответственность за нее. «Всегда помни, – говорил он, – что каждый допускает ошибки. Вся проблема в том, что большинство людей не любят признаваться в этом. Они начинают винить в этом свою жену, любовницу, детей, собаку, погоду – кого угодно, только не себя. Поэтому, если допустишь ляп, мне оправдания не нужны. Иди взгляни на себя в зеркало, а потом приходи ко мне». (цитата из книги «Карьера менеджера» Ли Якокки)

4. Благодарить и говорить комплименты

10 заповедей отличного сервисника.

  1. Говорить грамотно, при этом улыбаться
  2. Четко и лаконично излагать мысли
  3. Писать без орфографических ошибок, со знаками препинания
  4. Всегда обращаться по имени (либо имени и отчеству)
  5. Здороваться и прощаться, желая хорошего дня (вечера, выходных)
  6. Всегда давать обратную связь клиенту, даже если вы не знаете ответ
  7. Обозначать точные сроки и никогда их не нарушать
  8. Предоставлять максимально полную информацию
  9. Приносить извинения, если есть в чем то ваша вина
  10. Напоминать клиенту, если он о чем то забыл

В заключение.

Не следует подходить к формировании сервисной культуры механически, регламентировать действия сотрудников и постоянно контролировать качество выполнения этих требований. Сотрудники должны действовать самостоятельно, исходя их конкретной ситуации, запроса клиента и возможностей компании. Только самоорганизованные и, главное, отзывчивые по своей натуре, люди способны оказать сервисную поддержку своим клиентам и придать нужный вектор развития бренда компании, где они трудятся.