Найти тему
«Советский Сахалин»

Пожары во всех холстах. Гиви Манткава приехал на Сахалин и нарисовал «шестидесятников»

В «звёздных ожерельях» культуры почти всех российских регионов есть персонажи, которые легко могли завоевать и сытую министерскую Москву, и саркастический Петербург. Но вместо покорения столиц украсили биографией область или край – место родное или ставшее родным. Берега Енисея чтят память сибирского писателя Виктора Астафьева, жителя села Овсянка. Ледяной Таймыр навсегда запомнил художника Николая Свиридова, хотя тот влюбился в тундру, прожив перед этим 52 года «на материке» (таймырцы зовут материком прочую Россию). Шилка и Приангарье считают своим забайкальского казака Григория Седых, автора романа «Даурия». Плеяду мастеров сахалинской культуры скрепил и украсил художник Гиви Михайлович Манткава.

   Застава сахалинских пограничников на картине Гиви Манткавы «Пасмурный день», 1985 г.
Застава сахалинских пограничников на картине Гиви Манткавы «Пасмурный день», 1985 г.

Он ступил на сахалинскую землю в 1956 году уже состоявшимся художником – если не официально, то содержательно. Судите сами: родился 18 мая 1930 года в столице древней Грузии. Окончил Тбилисскую художественную академию, а перед этим работал инструктором Всегрузинского общества слепых – фактически поводырём отца, учителя, потерявшего на фронте зрение, но не желание учить.

– Впервые художник приехал на Сахалин в 1956 году, когда узнал, что его возлюбленную распределили на наш остров, – романтической нотой начинает представление художника Наталья Суворова, экскурсовод частной галереи Гиви Манткавы (на первом этаже южно-сахалинской гостиницы «Лада», ул. Комсомольская, 154).

Тогда на Сахалине скопились молодые и активные советские интеллигенты. В будущем их назовут «шестидесятниками» и примутся возвеличивать в 1990-е, а в последние годы и развенчивать, обвиняя в мещанстве или диссидентстве. В 1960-х они были журналистами, ихтиологами, геологами, а по большому счету – вчерашними детьми, пережившими войну и решившими, что после смерти Сталина могут жить совсем свободно.

На Сахалин приезжал Анатолий Гладилин, автор «Хроники времён Виктора Подгурского». О жизни островных районов и областной столицы писал очерки Арнольд Пушкарь. Здесь трудился Евгений Шлионский, написавший на нашей земле стихотворение «Держи меня, соломинка», ставшее в 80-х годах популярной песней. Рядом работали Александр Алшутов (Бейлин), автор искреннего «Вьюжно-Сахалинска», сибирский поэт Вильям Озолин, журналист Тимофей Кузнецов…

В этой заметке, приуроченной к дню рождения Гиви Манткавы, не упомянуть всех творцов, формировавших культуру Сахалина в 1960-х. Да и не нужно: в 1962 году художник объединил их одной картиной «Друзья-товарищи» – «Советский Сахалин» писал об этом в № 11 от 16 февраля 2021 года. Сахалин тогда был настоящим островом свободы для «шестидесятников».

Но период полной островной безмятежности оказался недолгим. В том же году творческий авангард островной интеллигенции – все эти «друзья-товарищи» Манткавы – попал под критику сахалинского обкома партии.

Партийное негодование затлело после приезда на остров писателя Василия Аксёнова – будущего эмигранта, в те годы популярного журналиста столичных газет, автора журнала «Юность».

Аксёнов увёз с острова удивительно неровный репортаж «Снег и ветер солнечной долины» и пополнил сахалинскими впечатлениями рассказ «На полпути к Луне», который в будущем признал своим лучшим произведением.

А уже в октябре 1962 года сахалинских «шести­десятников»-воль­нодумцев разносили в пух и прах партийные функционеры и руководство книжного издательства. Кстати, главным пострадавшим на пленуме обкома КПСС оказался «Советский Сахалин», публиковавший стихи друзей Манткавы. Разнос, устроенный «шестидесятникам» Павлом Леоновым, заслуживает отдельной публикации.

Но, как и полагается на острове свободы, серьёзных последствий ни у кого не было. Даже у первого секретаря сахалинского обкома Павла Леонова к «шестидесятнику» Манткаве отношение в будущем было если не дружеское, то вполне уважительное. И одну из его картин руководитель области подарил, как говорят, Леониду Брежневу.

Картины Манткавы считались хорошим сахалинским подарком. Настоящие полотна и наброски художника широко разлетелись по России и даже успели поменять владельцев. К сожалению, новые хозяева не всегда понимают им цену, но есть почти волшебные исключения. Недавно в редакцию позвонил бывший сахалинец, перебравшийся в Санкт-Петербург. Он рассказал, что в его руки попал явно сахалинский пейзаж «Пасмурный день» кисти Гиви Михайловича. Сейчас «Советский Сахалин» готовит возвращение полотна на родину. Увидеть картину можно будет в частной галерее Гиви Манткавы.

Там в небольшом помещении на первом этаже гостиницы пространство организовано так, чтобы посетитель мог побыть как будто наедине с художником. И самостоятельно оценить талант и трудолюбие удивительного грузина, не жалевшего для Сахалина и его жителей самых ярких красок.

Надо так говорить о жизни
С мудрой горечью на устах,
Чтобы красками – только сбрызни –
И пожары во всех холстах!

Так написал о художнике сахалинский поэт Николай Тарасов. Этим стихотворением Наталья Суворова завершает экскурсию по частной галерее заслуженного художника России Гиви Михайловича Манткавы. Ну а «Советский Сахалин», напротив, начинает работу над историей сахалинских «шестидесятников».

Николай ШЕЛЕПОВ.