(Продолжение рубрики "Что почитать, чтобы испугаться?")
Во всем мире до сих пор одним из самых читаемых жанров является готическая проза, где вы встречаетесь с мистическими существами, морскими и подземными полубожествами, восставшими покойниками и привидениями. Особое место в жанре занимают истории о роковых, злобно глядящих на вас и приносящих несчастье проклятых портретах. В старинных замках полным-полно изображений злодеев и злодеек, которые ночами являются в образе бледных привидений. Вот три самых известных произведения о проклятых картинах: «Овальный портрет», Э. А. По, «Портрет Дориана Грея», О.Уайльда и «Портрет» Н.В.Гоголя, во всех них, кроме мистики, читается вопрос: где же та грань, за которой искусство не должно соперничать с богом и природой?
Новеллы американского писателя Эдгара По условно делятся на «логические» – где острота сюжета кроется именно в логических загадках (именно эти новеллы легли в основу детективного жанра), и «готические», или «фантастические». В них наиболее полно выражена эстетика творчества По - глубокое и специфическое восприятие смерти.
Сюжет новеллы " Овальный портрет" таков: герой, пребывая в лихорадке, останавливается в заброшенном замке. На стенах комнаты множество картин, описание которых содержится в путеводителе по замку. Поднеся свечу к одной из картин, герой видит портрет в овальной раме, изображающий юную девушку. Он необыкновенно талантливо исполнен и производит на героя сильное впечатление, но в то же время ужасает его. Читая описание картины, герой узнаёт историю красавицы на портрете. Это жена художника, одержимого живописью. Однажды супруга дала согласие позировать мужу. Художник начал писать и в порыве вдохновения чересчур увлекся увлёкся работой. Картина вышла чудесной, «как сама Жизнь», но вот что стало с оригиналом, вы прочтете у автора сами.
В романе Оскара Уальда "Портрет Дориана Грея" художник Бэзил Холуорд рисует портрет прекрасного юноши. Ему удается вложить в картину всю магическую силу искусства. Добрый и чистый юноша Дориан Грей словно влюбляется в своё изображение и желает оставаться молодым, как его портрет. Но картина приобретает чудесные свойства: со временем пороки Дориана искажают лицо только на портрете, сам же Дориан, развращенный и искушенный, внешне остаётся неизменно юным и прекрасным. Дориан творит зло, причем безнаказанно. Но он пресыщается даже пороком и мечтает положить всему конец, уничтожив страшную картину. Удастся ли ему это? Ждет ли нашего героя расплата? Или зло и порок полностью поглотят его?
Как говорил сам Оскар Уайльд: «Каждый человек видит в Дориане Грее свои собственные грехи. В чём состоят грехи Дориана Грея, не знает никто. Тот, кто находит их, привнёс их сам». Читайте прекрасный роман ирландского писателя и драматурга Оскара Уайлда.
Наконец, родная литература. Под влиянием немецкого романтизма и под впечатлением от рассказа Эрнста Гофмана «Песочный человек» , вдохновившись темой «до ужаса живых глаз», Н.В. Гоголь пишет свою повесть «Портрет». Произведение состоит из двух частей, которые рассказывают нам о судьбах двух разных художников. Связующим звеном между историями является мистический портрет, оказавший особое влияние на жизни обоих героев. Бедный художник покупает портрет зловещего старика с необычайно живыми глазами. В раме он находит золотые червонцы, после этой находки он становится модным и востребованным портретистом, но его заказчиков портрет интересует не как художественное произведение, а как изображение выдуманных достоинств, а также как работа на скорость. Однажды на выставке художник видит картину своего бывшего товарища и понимает, насколько она талантливо написана, его захлестывает чувство зависти и злобы. А вот вторая часть как раз поясняет мистическую силу портрета: некий художник, выполнявший заказы на религиозные темы, получает заявку на изображение дьявола. Художник решает взять за модель ростовщика, живущего по соседству. Внешне он ужасен, к тому же имеет дурную славу, так как с его клиентами происходят необъяснимые несчастья. Неожиданно сосед сам заходит к художнику с просьбой нарисовать его портрет, т.к. жить ему осталось недолго, а в портрете он останется навсегда. Художник начинает с самой характерной части - магнетических глаз заказчика, но чем ближе к оригиналу становится их изображение, тем тягостней делается на душе у мастера, он прерывает работу. На другой день старик внезапно умирает, а зловещий портрет остается у автора. Я очень рекомендую насладиться прекрасным языком Гоголя и прочитать эту повесть, чтобы узнать детали и, собственно, чем всё закончилось.
Если вам страшновато даже подступиться к подобным историям, рекомендую почитать легкий мистический рассказ Вальтера Скотта «Комната с гобеленами или дама в старинном платье» (1832 г.), где хозяин замка расправляется с призраком, явившимся с родового портрета, весьма оригинальным и практичным способом, придерживаясь точки зрения, что привидению ведь нужно внимание, а без зрителей оно просто зачахнет.
Какие еще произведения о страшных портретах вам приходят на ум?