Произнося фамилию «Высоцкий», невольно сомневаешься, существовал ли такой человек на самом деле — настолько легендарным он стал за относительно короткий срок. А ведь существовал: пел, играл, влюблялся, лихачил на дорогах, ходил на стадион, ссорился, мирился. Собрали несколько интересных фактов из жизни культового артиста.
Мог озвучить Волка в «Ну, погоди!»
По задумке режиссёра Вячеслава Котёночкина Высоцкий должен был участвовать в озвучивании «Ну, погоди!». Мультипликатор полагал, что хриплый, грубоватый тембр Владимира Семёновича очень подойдёт Волку — смешному и незадачливому романтику с хищно-маргинальными наклонностями. Конечно, Высоцкий был готов к работе и даже планировал написать для своего персонажа песню, но высокие партийные чины были против. «Союзмультфильму» пришлось повиноваться и искать замену, роль досталась замечательному Анатолию Папанову.
Однако Котёночкин всё равно передал привет товарищу в мультфильме: в самом начале первой серии Волк поднимается по бельевой верёвке на балкон Зайца под насвистывания Высоцкого из «Песни о друге», впервые прозвучавшей в картине «Вертикаль» (где, кстати, артист тоже мог не появиться, если бы не упорство режиссёров Станислава Говорухина и Бориса Дурова).
Позже Владимиру Семёновичу всё-таки выпало озвучивать Волка, но случилось это в другом мультфильме — «Волшебник Изумрудного города». Над проектом Высоцкий работал вместе с коллегами по Театру на Таганке: например, Валерий Золотухин подарил свой голос Гудвину, а Вениамин Смехов — злой колдунье Бастинде.
Высоцкий — спортсмен
Спортсменов Высоцкий очень уважал и посвятил выдающимся футболистам, хоккеистам, боксёрам, каратистам и другим покорителям голов, очков и секунд целый ряд песен. На внутрисоветских соревнованиях он не имел предпочтений и болел за джентльменскую игру, зато, когда на международной арене встречались «наши с ненашими», эмоций не жалел:
«Думаю, что, если бы я болел по-настоящему, помер бы на каком-нибудь матче. Я тоже раньше болел за разные команды, но потом, пообщавшись со спортсменами разных команд, перестал выделять какую-либо одну. Поэтому я предпочитаю болеть, когда наши играют с кем-нибудь из заграничных команд — вот тогда я болею».
Обладая пробивным характером, Высоцкий и сам мог стать звездой спорта высших достижений. В детстве он серьёзно увлекался спортивной гимнастикой, а в 1963-м даже получил «профильную» роль в фильме «Штрафной удар»: сыграл гимнаста, которому из-за чудачеств функционеров пришлось выступать на чемпионате по конному спорту и не только.
Высоцкий всегда находился в отличной физической форме и выполнял упражнения, непосильные неподготовленному человеку. Свои умения он блестяще продемонстрировал в ролике к песне «Утренняя гимнастика»: сначала, опираясь на стул, сделал «уголок», потом — стойку на голове, а затем удивил всех «планшем», который в народе также называют «крокодильчиком» (по воспоминаниям Марины Влади, этот трюк артист умел выполнять даже на одной руке). Видеоряд тексту песни совсем не соответствует, но выглядит очень круто.
Разбил «брежневский “Мерседес”»
Владимир Семёнович слыл лихачом, и почти у всех его машин судьба была убийственно печальной. Только-только научившись водить, Высоцкий не стеснялся давить на газ, поэтому первая же машина — ГАЗ-21 «Волга» — была разбита. Затем отец подарил артисту ВАЗ-2101, который пострадал, по легенде, из-за странного пари Высоцкого с владельцем такого же автомобиля. Спорщики условились сходиться лоб в лоб, проигравшим признавался свернувший с дороги первым. Неизвестно, что стояло на кону, но оба шофёра оказались чересчур смелыми и не пожалели железных коней.
Первой иномаркой Высоцкого была Renault 16 — подарок от Марины Влади. На светло-сером «французике» чета отправилась в европейское турне. Добравшись до Парижа, супруги продали его. Следующей машиной артиста стала BMW 2500, а потом, в 1976 году, Высоцкий пересел на Mercedes S450 (W116) с невероятной по тем временам мощностью двигателя — 286 лошадиных сил. Автомобиль обошёлся в 73 тысячи немецких марок, примерно такие же деньги нужно было заплатить в качестве госпошлины.
Говорят, сотрудники ГАИ отдавали честь, когда мимо них проносился голубой «Мерседес» — принимали за брежневский (генсек владел таким же аппаратом). Высоцкий проездил на нём недолго, в самом начале 1980 года врезавшись в трамвай. Последним автомобилем Владимира Семёновича был Mercedes 350 SLC, на котором он даже не доехал до столицы, потому что на трассе Брест-Москва на большой скорости улетел в кювет.
Подменял режиссёра на съёмках фильма «Место встречи изменить нельзя»
Идея снять фильм по роману «Эра милосердия» братьев Вайнеров принадлежит Высоцкому, за постановку взялся Станислав Говорухин. На роль Жеглова писатели и режиссёр не рассматривали никого, кроме Владимира Семёновича, более того, актёр даже выступил постановщиком нескольких эпизодов. Управлять съёмочным процессом ему выпало, когда Говорухин на несколько дней отлучился по срочным делам. Высоцкий потратил около 400 метров плёнки (примерно 13 минут общего хронометража), в частности, снял допрос Груздева (Сергея Юрского).
Несмотря на особое положение, Высоцкий получал «особую» зарплату — чуть ли не самую маленькую на площадке. В начале производства его ставка составляла 13 рублей (позже выросла до 50), Владимиру Конкину (Шарапову) для сравнения положили оклад в 52 рубля. Разница объясняется наличием регалий: Конкин имел звание заслуженного артиста Украинской ССР, Высоцкий же был рядовым актёром.
Кстати, «рядовой актёр» специально для фильма написал пять песен — на каждую серию. Говорухин не включил их в картину, потому что не хотел, чтобы культовый бард Высоцкий заслонил собой Глеба Жеглова.
«Он очень хотел спеть в этом фильме. Среди предлагавшихся им песен были и "За тех, кто в МУРе", и "Песня о конце войны", и Баллада о детстве". Я считал, что это разрушит образ и это будет уже не капитан Жеглов, а Высоцкий в роли капитана Жеглова. Володя обижался, мы ссорились...», — вспоминал Говорухин.