Приветствую вас на канале «Из декрета в ИТ»!
В первой, «допандемийной» части я рассказывала о своем опыте работы до ИТ и как пришла к мысли, что пора что-то менять. Ссылка на первую часть: https://dzen.ru/media/id/64f4933826250d6fe294965b/moia-istoriia-voiti-v-it-mama-kotoraia-smogla-chast-1-66435e8cc9f50662e311361a
Сегодня в статье поделюсь опытом:
- как я выбирала курсы и что в итоге получилось;
- как искала работу и сколько времени занял поиск.
Часть 2, «возвращение из декрета»
Выбор курсов и подготовка документов
Лето я посвятила тому, чтобы выбрать курсы. От подруги (многодетная мама, вышедшая из декрета на работу, как на праздник) узнала, что есть возможность пройти бесплатное обучение, пока ребенку не исполнилось 3 года. Всю информацию достаточно легко найти в интернете.
В 2022 году было два проекта по переобучению мам в декрете (я приняла участие в обоих): «Содействие занятости» и «Демография», ссылки оставлю в конце статьи. Выбор программ для обучения на тот момент был большой, поэтому практически сразу нашлось то, что мне интересно. Я выбрала курсы по профессии «Аналитик Big Data» от Финансовой Академии совместно с РАНХиГС, обучение бесплатное.
Чтобы записаться на курсы, необходимо встать на учет в ЦСЗН (центр службы занятости населения), разместить свое резюме на портале и заполнить форму на обучение (все онлайн). После этого мне позвонили из ЦСЗН и пригласили очно пройти тестирование.
Дочка осталась с папой на полдня (предварительно был проведен целый инструктаж), а я отправилась в центр. Это была моя первая большая поездка, при том «в одиночку», за все время беременности и декрета (не считая случаев, когда мне требовалась госпитализация). Представьте: лето, приятное тепло, кругом зелень. Уже стихла пандемия, и я впервые за долгое время оказалась в метро! (никогда бы не подумала, что метро будет вызывать у меня такой восторг, особенно после поездок в час пик по работе на юго-востоке фиолетовой ветки). До ЦСЗН было минут 15 пешком, и я решила пройтись по тенистым зелёным аллеям.
Сам центр – простое офисное задание. У меня достаточно быстро приняли документы, я прошла тестирование (несложные, но мандраж был достаточно сильным: последний раз тесты были в университете несколько лет назад). После этого была примерно такая беседа со специалистом:
- А вы точно уверены? Это сложная программа, не у всех получается пройти ее до конца…
В общем, я выслушала лекцию о том, что нужно максимально ответственно подойти к обучению (еще раз "точно не хочешь выбрать что-то полегче?"), и подписала заявление. Через несколько суток пришло уведомление в личный кабинет, что я успешно зачислена на курс. С бумажками - все! Старт обучения – в августе.
Во втором случае все было еще проще – я подала документы, выбрала курс от «Нетологии» «Аналитик бизнес-данных» (была скидка 80%), в течение суток проверили документы и подтвердили зачисление. Обучение начиналось в ноябре.
Изначально я рассчитала так, чтобы завершить один курс и плавно перейти во второй. Но в реальности начало первого курса задержали, и на две недели у меня вышло наложение. Это был «хардкор». Повторять крайне не рекомендую.
Что было на курсах
На каждом из курсов создан свой личный кабинет с программой обучения и материалами.
Курс от РАНХ и ФА содержал большой объем теоретической информации в виде презентаций и записанных роликов. 1-2 раза в неделю проводился вебинар. Длительность - 2-3.5 часа. К вебинару желательно ознакомиться с теорией по заданной теме (проверять никто не будет, но без теории будет полное непонимание происходящего).
На самих вебинарах была практика – сразу "с места в карьер". Преподаватель (шикарная подача, все объяснял терпеливо и доступно) демонстрировал свой экран и знакомил с разными инструментами по аналитике и визуализации больших данных. Все записи вебинаров и материалы к практике были доступы в ЛК, поэтому можно было посмотреть в удобное время – я смотрела вечером после того, как укладывала спать дочку.
После каждого модуля (1 раза в 2 недели) нужно было пройти тест и сделать домашнее «зачетное» задание. В конце – выпускная работа по всем материалам. На «все про все» дается 3 месяца. И вот тут начинается самое интересное. Тех материалов, которые есть, явно не хватает. Нужно идти и «гуглить». Когда видишь, как делает препод, - все «ясно-понятно». Начинаешь делать сам, - ничего не понятно.
Это было самое тяжелое время: днем работа мамой, а вечером – обучение. Дочка в этом время тоже начала активно изучать мир, - ни секунды покоя. И в это же время нас застал переезд (тоже спонтанный, на все сборы была 1 неделя). Из моих ушей иногда, кажется, был слышен свист – это кипел мой мозг. Что ж, сама ведь просила «пищу» для мозгов. Получите, распишитесь.
В «Нетологии» курс несколько легче: сама тема не требует слишком глубокого погружения в математику, около 30% материала мне было уже знакомо. Формат другой: короткие видео по 5-15 минут к каждой теме. После прохождения - 1 вебинар с экспертом, где обсуждали вопросы. Сроки выполнения работ более гибкие. После «аналитика данных» этот курс я буквально «пробежала» за 2.5 месяца, хотя «Нетология» закладывает 6 месяцев. В конце также выпускная работа: сборная солянка из всех пройденных тем.
Обязательное условие обучения на таких курсах – после обучения открыть самозанятость и сохранить её 3 месяца. Делается это легко, с помощью приложения. После 3 месяцев можно закрыть.
Зачем это делается? Думаю, чтобы показать хорошую статистику обучающим заведениям: вот, мы обучили, и все выпускники нашли работу (то, что самозанятые и с доходом 0 руб. – это уже другой вопрос). Но это лично мое мнение.
Если сравнивать 2 курса, подход РАНХ и ФА мне ближе, чем «Нетологии». Первый – рекомендую. Второй – скорее нет, уж очень все поверхностно в итоге получилось. Но, как говорится, на вкус и цвет все карандаши разные.
В принципе, общий подход таких курсов такой: 20% тебе расскажут, остальные 80% - изучай сам.
Поэтому важно подумать, какие курсы вы хотите пройти, есть ли у вас хоть какой-то опыт и понимание в новой области. Если нет, то будет очень сложно. А с трудоустройством будет еще сложнее: опыта в профессии нет, маленький ребенок (а для работодателя это «красный флаг»: постоянные больничные). Про возраст даже говорить не буду: практически все программы стажировок рассчитаны на выпускников. Если тебе около 30 – всё, труба. От ЦСЗН помощи не ждите, её нет.
Непрошенный совет: смотреть курсы по областям, смежные с вашим опытом или текущим образованием. Шансов перейти в смежную профессию выше, чем в совершенно новую (но гарантий все равно никто не даст).
Поиск работы после курсов
В феврале, получив на руки 2 диплома о профпереподготовке, я выложила в доступ резюме по должности аналитика. А дальше началась активная работа. Просмотров было немного, потому что у меня был ряд ограничений:
- только part-time (планировала дочку водить на несколько часов в ГКП);
- только удаленка (а для джунов – это практически нереально);
- новая профессия.
В основном, я находила вакансии по этим критериям сама, звонила. Собеседования проходила онлайн, когда ребенок днем спал. Месяц спустя в одной из компаний мне удалось пройти 3 этапа интервью и побеседовать с заместителем генерального директора. Беседа прошла отлично. Компания взяла время на подумать. Я выждала некоторое время и позвонила в HR уточнить по поводу ответа. Ответ меня немного поставил в ступор: поменялись несколько замов генерального директора, а все вакансии заморожены.
Ну ок, не судьба (хоть бы позвонили, что ли, коллеги…). Я искала дальше. Тем временем был уже конец апреля. Как раз в это время пришло приглашение из сада ходить в ГКП, но была одна сложность – до сада идти 40 минут… В общем, взвесив все «за» и «против», я решила отложить поиск работы до сентября. Ну не клеится от слова совсем, значит, не время. 1 сентября дочку обещали взять в детский сад около дома, поэтому отложили поиск до осени.
Все лето мы с малышкой провели на улице – утром завтракали, потом собирали с собой перекус, коврик, игрушки, книжки и шли гулять в ближайшие парки. Возвращались домой на обед, сон. А после полдника снова на улицу – и до самого вечера. Ну а если дождь – дома мы развлекались как могли. Вечером после отбоя я продолжила обучение самостоятельно, делая задачки и упражнения. За лето мне удалось собрать хорошее портфолио из работ, которые я добавила к тем работам, которые были на курсах.
О том, как дочка пошла в сад, а я – снова на поиски работы (и в этот раз успешно), напишу в следующей статье.
Поделитесь в комментариях, был ли у вас опыт онлайн-курсов? Довольны ли вы обучением?
Если вам интересны мои статьи или вы нашли в них что-то интересное, поставьте, пожалуйста, лайк.
Ссылки на проекты:
Проект «Демография» https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/demografiya/sodeystvie_zanyatosti
Проект «Содействие занятости» https://www.tgu-dpo.ru/moms-on-maternityleave