Найти тему
36ON

Военкор НТВ Илья Ушенин: «Если перестаешь бояться, надо уезжать»

В Воронеже 15 мая прошел XII Открытый международный медиафорум. В этом году он был посвящен роли медиа в условиях мировой турбулентности. Существенное место в деловой программе заняли вопросы освещения военных конфликтов и чрезвычайных ситуаций, работы в условиях информационной войны.

На площадке Областного Дома журналистов состоялась встреча с военным корреспондентом НТВ, членом ЦШ «Народный фронт» и сборщиком фонда «Все для победы» Ильей Ушениным. Спикер рассказал о трудностях и перспективах профессии военного журналиста.

Ушенин – военкор со стажем. В свою первую командировку – в Чечню – он отправился в 19 лет. Затем были неоднократные поездки в Сирию, на Украину. С начала специальной военной операции журналист работает в зоне военного конфликта.

– Я периодически ездил на Донбасс, начиная с 2015 года, а с тех пор как началась СВО, оттуда вообще практически не вылезаю, – рассказывает спикер. – Надо понимать, что любая командировка для военного журналиста всегда может стать поездкой в один конец.После того, как я получил серьезное ранение в Сирии, я восстанавливался два года. Жена просила меня все это бросить. Но после начала специальной военной операции я принял решение вновь уехать в зону боевых действий. Меня поддержал отец. Он тоже журналист.

Работа в экстремальных условиях – всегда проверка на прочность. Не только себя, но и своих коллег.

–  В своей работе я во многом полагаюсь на оператора. Ведь от него зависит 50% съемки. Это должен быть проверенный человек, который не испугается, не спрячется в окоп, если рядом произойдет взрыв, будет продолжать снимать, даже если рядом кого-то ранит.

Иными словами, он не должен быть «пятисотым» – так называют тех, кто паникует. Ушенин рассказывает, что бывали случаи, когда коллеги-журналисты становились «пятисотыми». В особенности, после гибели коллег. Журналист называет трех телевизионщиков, которых знал лично, погибших в зоне СВО.

– Наша работа – фиксировать и документировать. В том числе для того, чтобы в будущем эти материалы можно было предоставить в суд. Мы ведь видим и расстрелы мирных жителей, которые как будто не замечают на Западе.Мы неоднократно видели, как погибают мирные. Часто бьют именно по жилому сектору, чтобы посеять среди людей панику. Также действовали и ИГИЛ*. Это делается, чтобы закошмарить людей.

Отправляясь в зону боевого конфликта, в первую очередь нужно отбросить всякую самодеятельность, всегда и во всем слушаться военных, которые обязательно сопровождают журналистов, говорит Ушенин.

В условиях нынешнего конфликта именно журналисты нередко становятся целью. Надпись Pressa может провоцировать более ожесточенные обстрелы, привлекать к группе внимание снайперов. Именно поэтому военкоры все чаще меняют специальные жилеты с нашивками и каски на обычный камуфляжный костюм. Чем меньше выделяешься – тем больше шансов выжить.

-2

Разумеется, в такой работе многое приходит с опытом. Во время обстрела не отставать от военных и делать все, что скажут, держаться ближе к стенам, прятаться в подвале (лучше, чтобы из него было два выхода).

– Со временем учишься по звуку понимать, опасно или нет, насколько опасно и что делать. Если что-то происходит, лучше падать на землю – так вероятность уцелеть выше, – говорит военкор.

Отправившийся работать в зону военного конфликта, журналист обязательно должен уметь оказывать первую помощь. Еще лучше – предварительно пройти курсы тактической медицины. Их сейчас много. А еще заранее нужно купить аптечку. У военных есть запас. Но аптечка на фронте – в первую очередь для себя. Если ранит.

Во время встречи спикер показывает гостям видео, сделанные в зоне специальной военной операции: в Донецке, Мариуполе и в других населенных пунктах. Ушенин рассказывает, что за время командировок случалось разное, спокойной такую работу, как ни крути, не назовешь.

– По-человечески привыкнуть ко всему этому очень сложно. Но поскольку я езжу туда уже много лет, в каком-то смысле можно. Нужно понимать, что уехать можно и в один конец. Нужно не прекращать бояться. Если перестаешь бояться, тогда точно надо уезжать. Значит тебе становится все равно.

У спикера интересуются, какие темы он бы хотел освещать после того, как конфликт закончится.

– Вообще, я заточен под криминальную журналистику. Так что без работы точно не останусь. Но на самом деле, военных конфликтов сейчас много, есть куда поедут, – подытоживает Илья Ушенин.

*ИГИЛ – организация признана экстремистской, ее деятельность запрещена на территории РФ.