На девять часов и 30 минут впереди Нью-Йорка. На пять часов и 30 минут впереди Лондона. Отставание от Токио на три часа 30 минут. На протяжении более столетия индийские часы официально отстают от полного часа при расчёте разницы во времени с большинством стран.
И хотя Индия входит в небольшую группу стран и территорий, разделяющих этот 30-минутный разрыв, включая Иран, Мьянму и некоторые части Австралии, Индия, пожалуй, является самым маловероятным исключением.
Огромная южноазиатская страна географически охватывает два часовых пояса, но, к большому разочарованию некоторых групп, она цепляется за свои необычные настройки часов, отказываясь расставаться с системой, имеющей очень сложное прошлое.
Получасовая зона в Индии возникла во времена колониального правления Индии и в эпоху, когда всё более быстрые пароходы и поезда сокращали мир.
До XIX века в Индии, как и в большинстве других стран мира, существовало очень локализованное время, которое зачастую отличалось не только от города к городу, но и от деревни к деревне. Но ключевую роль на заднем плане играла Ост-Индская компания, безжалостная и могущественная торговая организация, принадлежащая британцам, которая постепенно захватила контроль над значительной частью субконтинента.
В 1792 году Ост-Индская компания управляла одной из первых в Азии обсерваторий в Мадрасе (ныне известной как Ченнаи). Десять лет спустя первый официальный астроном этой обсерватории объявил мадрасское время «основой индийского стандартного времени».
Однако потребовалось несколько десятилетий, появление паровых локомотивов и коммерческие интересы Ост-Индской компании, чтобы это прижилось.
«Железные дороги имели огромное влияние на колониальные державы, — говорит Джефф Гордон, старший научный сотрудник международного публичного права в университете Амстердама. — Прежде чем железные дороги выиграли конкурс на время Мадраса, существовало соревнование между могущественными городами – Бомбей, Калькутта. Этот бой длился недолго».
Между тем, аналогичные дебаты по всему миру, вызванные необходимостью лучше координировать трансконтинентальные железнодорожные перевозки и улучшить морское судоходство, привели к установлению первых международных часовых поясов на конференции в Вашингтоне в 1884 году.
Зоны были основаны вокруг Гринвичского меридиана — линии долготы, проходящей с севера на юг через Гринвичскую обсерваторию в Лондоне. Часовые пояса к востоку от меридиана обычно позже среднего времени по Гринвичу (GMT) с почасовым приращением.
Потребовалось некоторое время, чтобы система была принята во всем мире. В Индии люди всё ещё спорили по поводу мадрасского времени. Несмотря на то, что железные дороги страны приняли это время, оно столкнулось с серьезным сопротивлением со стороны рабочих и местных сообществ, не желавших навязывать им новые жесткие сроки.
«Там меньше места для маневра, поскольку ваши рабочие ритмы больше не связаны с вашим начальником на улице, церковным колоколом и еще 20 людьми, с которыми вы ходите на работу, — говорит Гордон. — Но теперь это определяется железной дорогой, чьи поезда прибывают раз в день».
В конце концов, к 1905 году Мадрасское время было установлено по всей стране, и осталось лишь несколько несогласных.
В начале 20-го века научные ассоциации начали настаивать на приведении времени Индии к GMT.
Королевское общество в Лондоне предложило два часовых пояса для Индии, оба с шагом в целый час от GMT и друг друга: на шесть часов впереди GMT для востока и на пять часов для запада страны.
Эта рекомендация была отклонена колониальным правительством, которое выбрало единое время, находящееся ровно посередине: на пять с половиной часов вперёд Гринвича.
«Мне это кажется типичным для колониального мышления», — говорит Гордон.
Итак, в 1906 году британские правители Индии ввели так называемое индийское стандартное время.
Политика времени
Хотя 30-минутная разница является давним пережитком колониального прошлого Индии, некоторые страны совсем недавно изменили свои часовые пояса.
Бывший президент Венесуэлы Уго Чавес в 2007 году перевел часы на полчаса назад, чтобы дать школьникам больше светлого времени. Этот шаг позже был отменен нынешним лидером Николасом Мадуро.
В 2015 году КНДР вышла из синхронизации с Южной Кореей, введя «пхеньянское время», в результате чего страна стала опережать время по Гринвичу на восемь с половиной часов вместо прежних девяти.
Однако принятие решений о часовом поясе в Индии в колониальную эпоху отражало хор политических, научных и коммерческих голосов как внутри правительства, так и за его пределами, говорит Гордон.
Он сравнивает Индию того периода с «Бразилией», мрачным научно-фантастическим фэнтезийным фильмом-антиутопией 1985 года, снятым Терри Гиллиамом, или с комично сложными изобретениями, нарисованными американским карикатуристом Рубом Голдбергом.
«Это просто невероятно бессистемная конструкция в стиле Руба Голдберга, которая создается с помощью множества различных факторов, множества людей, действующих оппортунистически, множества людей, действующих наивно, — добавляет он. — Было много странностей и дикости».
Последствия сохранения единого часового пояса
Единый часовой пояс Индии на протяжении многих лет был предметом многочисленных споров: население северо-востока требовало отдельного часового пояса, учитывая размеры страны.
Хотя эта проблема не уникальна для Индии: географически Китай является третьим по величине территории в мире и до сих пор имеет только один часовой пояс, что, как утверждает исследование 2014 года, является символом централизованного контроля государства над повседневной жизнью людей.
Официальные хронометристы Индии, Национальная физическая лаборатория (НФЛ), даже призвали к созданию двух отдельных часовых поясов из-за этой проблемы, ссылаясь на сообщения о том, что индийское время «плохо влияет» на жизнь людей на северо-востоке.
Вместо этого было предложено два часовых пояса: на пять с половиной часов вперед по Гринвичу для одной стороны Индии и на шесть с половиной часов для другой, в частности, то, что они описали как «крайние северо-восточные регионы», включая такие районы, как Ассам и Аруначал-Прадеш.
«Несмотря на географические различия — например, солнце восходит и заходит почти на два часа раньше на северо-востоке по сравнению с Гуджаратом — оба региона придерживаются одного и того же часового пояса», — говорит Маулик Джагнани, доцент кафедры экономики в университете Тафтса.
В 2019 году Джагнани опубликовал широко цитируемую статью, в которой подчеркивалось влияние солнечного света на естественные циркадные ритмы в Индии с упором на детей.
«Эта установка влияет на режим сна детей […] дети, подвергающиеся воздействию более поздних закатов, ложатся спать позже, — добавляет Джагнани. — Фиксированное время начала учебы и работы не позволяет соответствующим образом корректировать время пробуждения, что приводит к сокращению сна и ухудшению результатов обучения».
НФЛ также признала эту проблему, добавив, что влияние циркадного ритма на здоровье и эффективность труда связано с «общим социально-экономическим развитием региона».
Однако похоже, необычный часовой пояс Индии никуда не денется. Когда в 2019 году вопрос о введении двух часовых поясов был поставлен на рассмотрение парламента Индии, правительственный комитет отклонил эту концепцию по неуказанным «стратегическим причинам».
Буду несказанно благодарен если, зайдя однажды, останетесь с каналом навсегда.
Желающие поддержать канал, в ЧЕТВЁРТЫЙ раз поднимающийся из дзеновских руин, могут присылать донаты.
Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.). Пожалуйста, сопроводите перевод сообщением: «Для Каморки».