Чудные дела творятся в космической отрасли: разрыв почти всех связей с Россией больно бьёт по самим «наказывающим». Как так?
Иногда, когда я погружаюсь в воспоминания, через некоторое время возникает очень странное ощущение: кажется, что мы оказались в какой-то параллельной ветке реальности, где все события происходят по какому-то самому печальному сценарию.
Вот конкретный пример такого «рассинхрона»: возле Марса прямо сейчас вращаются два европейских космических аппарата. Это заслуженный ветеран «Mars Express», запущенный с космодрома Байконур ракетой «Союз-ФГ» в 2003 году, и КА «Trace Gas Orbiter», запущенный в 2016 году в составе миссии «Mars Express» с того же космодрома ракетой «Протон-М».
Этот КА несёт на борту четыре научных инструмента, два из которых были разработаны в Институте космических исследований РАН.
Ну что, как вам такая информация? Этот факт как будто «вырван» из другой реальности. Из другого мира, где люди вместе созидают, творят, идут вместе вперёд…
Раздача слонов и марципанов👇
Реклама ООО Яндекс ИНН 7736207543
В наши дни программа ЕКА по исследованию Марса уже далеко не та. Миссия «ExoMars 2022» находилась всего в нескольких месяцев от старта, однако была заморожена (почему???) после начала известных событий. Россия отвечала в ней за разработку и постройку посадочной платформы, которая должна была доставить марсоход «Розалинд Франклин» на поверхность Марса.
После остановки программы «ExoMars» марсианская программа ЕКА была полностью переориентирована на миссию НАСА «Mars Sample Return Mission» (MSR) по доставке образцов, собранных марсоходом «Perseverance», на Землю.
В рамках «MSR» ЕКА должно было отвечать за строительство марсохода и роботизированной руки (STA) для зонда SRL (Sample Retrival Lander), а также орбитального аппарата ERO (Earth Return Orbiter) для доставки образцов с марсианской орбиты на Землю.
Однако и тут ЕКА ждал подвох: НАСА полностью остановило разработку миссии «MSR». И в настоящее время ищет альтернативы, позволяющие избежать перерасхода денежных средств. И некоторые из уже представленных предложений предполагают гораздо меньшую роль ЕКА в проекте.
Или вообще никакую.
Короче говоря, по самым разным причинам марсианская программа ЕКА осталась или может остаться без своих основных задач. Так, что? Всё потеряно? Нет, ЕКА не сдаётся. И пытается идти вперёд. Что же происходит? Неужели ЕКА, против воли заокеанских партнёров пошли на поклон в могучий Роскосмос со словами: ребята! Прочь вражду и обиды! Космос вне политики! Давайте продолжим!
Нет.
После некоторого периода неопределённости в ЕКА решили забыть про уже вложенные (в России) в разработку спускаемой ступени деньги, и запустить марсоход «Розалинд Франклин», с помощью аналогичного устройства европейского производства.
9 апреля ЕКА объявило о заключении с этой целью контракта на сумму 522 миллиона евро с компанией Thales Alenia Space. Если агентству удастся обеспечить нормальное финансирование программы (что далеко не факт!), марсоход взлетит в небо в конце 2028 года. Хотя это будет уже не полностью европейская миссия, поскольку в ней всё же примет участие НАСА.
Вполне может, что миссия «ExoMars 2028», полетит к Марсу на ракете SpaceX «Falcon Heavy», которая доставит «Розалинд Франклин» на поверхность Красной планеты в октябре 2030 года (задержка связана с необходимостью избежать сезона марсианских пылевых бурь).
НАСА также внесёт свой вклад в миссию, предоставив двигатели для спускаемой ступени и обогреватели из плутония-238 для марсохода, которые помогут ему пережить холодные марсианские ночи (первоначально их должна была поставить Россия).
Таким образом, «Розалинд Франклин» станет четвертым марсианским марсоходом, работающим на солнечной энергии и оснащённым плутониевыми нагревателями. Предыдущими были марсоходы НАСА «Соджорнер», «Спирит» и «Оппортьюнити».
В этом смысле «Розалинд Франклин» буквально совершил поворот на 360 градусов в своём развитии, ведь изначально миссия и начиналась как проект в сотрудничестве с НАСА.
Однако тогда США отказались от участия в проекте, посчитав, что не стоит участвовать в миссии, в которой НАСА не является лидером. И тогда ЕКА обратилось к России с просьбой помочь в реализации проекта. И даже смогло запустить «ExoMars 2016» (ExoMars TGO).
К сожалению, запуск «Розалинд Франклин» был перенесён с 2018 года («ЭкзоМарс 2018») на 2020 год («ЭкзоМарс 2020»), а затем на 2022 год («ЭкзоМарс 2022»). И, как было отмечено выше, старт был отменен буквально в последнюю минуту. Теперь ЕКА снова ищет сотрудничества с НАСА, хотя и в более скромной форме, чтобы возродить проект.
Что ещё можно сказать по этому поводу? Флаг им в руки.
Всем добра.
Подборки интересных статей 👇