Всего в двух часах езды от Кемерово, в красивом таежном лесу Салаирского кряжа река Исток пробила себе путь и создала живописный каньон с высокими утесами разнообразной красоты
Впервые это место я увидела по тв, на канале Сибирь. Скучным зимним вечером релаксировала под прекрасные виды природы и аж подпрыгнула, когда под одним из них вышла надпись — Кузбасс, Промышленновский район. Так близко и такие горы? Пока мозг думал, пятая точка уже приняла решение. На следующий день мы уже отправились в поисках приключений и красоты. Не зная ни точных координат, не местности, мы каньон так и не нашли, хотя определила его местоположение я правильно. Но вот дорога была уже засыпана снегом, пешком по сугробам неизвестное количество км лезть не хотелось, на машине, пока еще необъезженной, тоже было страшно соваться в неизвестность. Поэтому, полюбовавшись на сказочный лес и туда-сюда бродящих лосей, мы двинули домой, обещая вернуться весной.
Ссылки на эту поездку будут в конце статьи.
Наконец-то тепло, весна! К этому времени я уже изучила гугл и яндекс карты, нашла путь, подогнала еще пять или шесть локаций к поездке, что поблизости, и мы поехали к открытию неизвестного нам чуда. Дорога непосредственно к каньону лесная, зимой она казалась асфальтом — хорошо наезженная и почищена, но весна внесла свои коррективы, с которыми наш Патрик справился на ура.
Первой локацией был старый, заброшенный много лет назад мраморный карьер. Мрамор добывали там не долго, вроде как он качеством не вышел. Добытчики уехали, а карьер остался — теперь он служит хорошим фоном для красивых фотографий.
Дальше карьера можно было пойти пешком, но:
- моя семья доверять мне перестала ( “Мам, а долго пешком идти?”, “Да километра два-три”,”Мааам, мы прошли 7 км, а нам еще обратно!”, “Матвей, когда наша мама говорит километраж, эту цифру нужно умножить на три”)
- туда вела дорога
поэтому поехали на машине. Правда, не долго, на мое счастье путь преградило поваленное дерево и таки пешая прогулка случилась. А на счастье моей семьи идти действительно было не более километра.
Историческая справка своими словами:
Салаирский кряж образован древними-древним горами, когда-то много миллионов лет тому назад здесь плескалось море, на дне его образовались горы и вулканы, потом море ушло, горы разрушились ветрами, дождями и солнцем, но остался Салаирский кряж, самая высокая точка которого гора Кивда — 621 метр. Протяженность кряжа около 300 км и он занимает частично три области — Кемеровскую, Новосибирскую и Алтайский край.
А вот в предгорье Салаирского кряжа расположен Салаирский заказник, на территории которого и находится настоящий каньон с бурной горной рекой Исток.
Сказать, что мы обалдели от красоты, это ничего не сказать. Дыхание сперло, глаза загорелись, руки задрожали — шутка ли, высота утеса 80 метров! Это примерно с 25ти этажный дом. Исток с высоты кажется ручейком, но зато шум от него слышен еще на подходе к утесу. Жаль, конечно, что весна в этом году шибко нас подкачала, где-то прогуляла весь апрель и деревья еще только только начали выпускать листочки, а я надеялась что к этому времени будет уже сочная весенняя зелень. Но ярко-зеленые пятна мхов и первоцветы спасали ситуацию и задавали весеннее настроение.
С высоты птичьего полета насмотрелись, пора искать тропу вниз, шибко хочется к реке, ведь там целые каскады водопадов и бурные пороги — все, как в настоящих горах. Вот тут я облажалась — совсем не обратила внимания на широкую ложбину, ведущую вниз. Ведь по логике она должна прийти к реке. Нормальные герои всегда идут в обход, мы же, как ненормальные, поперлись вниз, где еле заметная тропа идет через кусты и буераки и резко обрывается над пропастью. Вползли назад, уже устали. Тут то до меня дошло, что надо по ложбине. Точно, нашли хорошо протоптанную тропу с природными ступенями из корней деревьев. Чем ближе к реке, тем тропа становилась круче, но идти можно.
Одно но — я сдуру надела сапоги, боясь клещей, змей и грязи. Никогда не повторяйте это, если у вас на пути крутые спуски и подъемы. Мышцы ног забились так, что на следующий день я стонала от адской боли. Спас какой-то крем с пчелиным ядом. Андрей был в кроссовках и у него с ногами все ок, а Матвей, похоже, еще молодой.
Снизу вид был ничем ничем не хуже. Белая скала, возвышающаяся над рекой, гордо носит название Марьин Утес. Почему — не нашла информации, скорее всего просто по названию утеса в популярном когда-то фильме “Тени исчезают в полдень”. Говорят, после выхода этого фильма почти в каждом регионе образовался свой Марьин Утес.
Так как воды еще много, поток бурный и не везде есть берега, по которым можно пройти, мы не далеко прошли. Через реку было перекинуто бревно, то ли стихийно, то ли специально, на том берегу кто-то построил что-то типа шалаша. По бревну я не пошла, хотя Андрей предлагал. Увы, частые и внезапные головокружения не дают мне такой свободы, разбиться о камни и быть унесенной бурным потоком — не предел моих мечтаний.
Еще в отчетах туристов рассказывают о пещере, до нее тоже не добрались. Опять же Андрей (а он у меня азартный путешественник) предлагал пройти по верхам и мхам, но мне чертовски было неудобно в сапогах, и, ругая себя последними словами за “умную” мысль оставить кроссовки в машине, пришлось отказаться от заманчивого предложения.
Кстати, помните, как я восхищалась количеству лосей зимой? Так вот заказник создан был именно с целью охраны и воспроизводства лося. Теперь я знаю, где их “делают”. В этот раз лоси, видимо, были очень заняты своим производством, ни один нам не показался.
На этом месте мы ненадолго прощаемся с сибирским каньоном и Салаирским заказником, чтобы снова туда вернуться (спойлер - вернулись).