Эхолалия - это симптом расстройства речи,который проявляется неконтролируемым, автоматическим повторением слов или фраз,которые произносится другой человек. Проявление эхолалии является нормальным при становлении речи у детей до двухлетнего возраста. Но я если это появление затягивается,то это уже рассматривается как симптом психического или неврологического заболевания.
Какие признаки сопровождаются при эхолалии: ребенок начинается повторять окончания фраз собеседника,отсроченное воспроизведение вопросов и просьб, цитирование фраз из фильмов и мультфильмов.
Исходя из проявлений,эхолалия бывает двух типов: немедленная и отсроченная.
При немедленной эхолалии дети неосознанно повторяют только что услышанные фразы или слова. Например,ребенок,на заданный вопрос: «ты кушал сегодня кашу?», отвечает: «Кашу», даже если и правда он кушал кашу (он неспособен ответить на вопрос правильно).
При отсроченном типе проявления повторяется информация, которая была услышана некоторое время назад. Например: воспроизведение фраз из какого-нибудь мультфильма,фильма.
Причины возникновения эхолалии можно разделить на две группы: физиологические и патологические.
Если говорить о физиологической группе,то при раннем этапе развития речи у ребенка,он может использовать имитацию при общении со взрослым. Повторение слов и фраз поэтапно заменяется самостоятельной спонтанной речью в результате ряда причин:
- Несформированные речевые навыки. Ребенок не знает что ответить на поставленный вопрос и просто копирует слова собеседника.
- Переживание или остаток в памяти о пережитом стрессе. Ребенок мог в раннем возрасте наблюдать ссору родителей,резкого крика или испугаться чего-либо,в результате чего образуется травма,которая перерастает в регресс речи у ребенка.
- Шаблоны. Иногда ребенок может осознавать,что повторяет фразы взрослого. Он делает это по ранее сказанной фразе или слова (шаблону). Причиной такого поведения является несформированность навыка саморегуляции.
Много информации про эхолалию можно найти на просторах всемирной паутины. Много разных мнений о ней,много разных методов диагностики и способов лечения эхолалии.
“Атмосфера развития” занимается с детьми по своей методике,которая была разработана в бытовых условиях и поимела определенный успех.
И так приступим:
- Подружиться с ребенком и заполучить его доверие. Это касается всех! И даже родителей.
Доверие ребенка к вам, является одной из важнейшей частью гармоничных взаимоотношений,поэтому этот этап необходимо выстраивать с самого начала.
- Слушайте ребенка - значит не только распознавать его слова, но, что очень важно, стремиться по-настоящему понять и увидеть его основную мысль между строк. Понять то,что нравится ребенку. Например: какие у него увлечения,что он любит больше всего. Это могут быть:машинки,любые другие игрушки,мультфильмы,персонажи из мультфильмов и т.д. Проще говоря,цепляйтесь к тому,что ему нравится. Пример из реального опыта «Атмосфера развития»: ребенку очень нравится персонаж из мультфильма «Тачки» - Молния Маквин. Исходя из этого разбираем персонаж по его признакам,а именно: какого он цвета? (Красный),есть ли у этого персонажа друг,с которым он всегда вместе - есть (Мэтр). Ну и соответсвенно, задаем вопросы ребенку по этим признакам.
Один из не мало важных моментов: после того как вы задаете вопрос по вышеперечисленным признакам,вы ответом на этот вопрос должным опередить ребенка. Например: «Кто это?» (показываете любимого персонажа), малыш отвечает - «Молния Маквин», «Какого он цвета?» и в этот момент,вы должны опередить ребенка и сказать правильный ответ первыми. Это делается для того,чтобы ребенок уловил взаимосвязь и понял. Не отчаивайтесь,если это не получилось с первого раза. Надо повторять снова и снова!
Итог: находите то,что нравится ребенку и задавайте вопросы и сразу на них давайте ответы,не давая ребенку повторить окончания ваших фраз!
- Зрительный контакт. Воспроизведение ситуаций.
Люди многое узнают о намерениях человека сосредотачиваясь на его глаза или же действиях. Если говорит о ребенке,то нужно сделать так,чтобы он в ваших глазах увидел искренность. Дети не любят строгих дядей и теть,которые заставляют делать то,что не нравится.
Разберем одну из ситуаций: нам необходимо лист бумаги любого формата и ручка. Сажаем перед собой ребенка и рисуем ход движения ручки. И в то же время говорит куда ручка двигается. Например: двигаем ручку вперед,значит спрашиваем: «Куда ручка двигается?» и сразу опережаем ребенка правильным ответом. Повторяем это до тех пор, пока не получим желаемого ответа! Тоже самое повторяем с поворотом налево и направо.
Если мы получили желаемого результата,то можно переходить к следующей части. Теперь вместо движения ручки,проецируем движения своего тела. Например: становимся перед ребенком и начинается передвижение вперед со словами «Куда я иду?» и опять же опережаем ребенка правильным ответом. Тоже самое с поворотом налево и направо. Делаем это до тех пор,пока не получим желаемого результата.
Кое-что забыл добавить: в период отдыха между упражнениями,улыбайтесь ребенку,играйтесь с ним и тогда вы получите желаемого результата.
Если вам понравилась статья,жду ваших комментариев и продолжим. Всем спасибо!