Найти тему
РБК

Умер Сергей Андрияка. Вспоминаем яркие высказывания художника и педагога

Оглавление

Умер Сергей Андрияка, российский живописец, народный художник России, член Российской академии художеств, основатель и руководитель Школы акварели собственного имени и ректор одноименной Академии акварели и изящных искусств. Ему было 65 лет. Печальную новость РБК сообщила проректор академии Наталья Курбатова.

РБК Life вспоминает яркие высказывания художника и педагога.

Использованы фрагменты материалов: «Аргументы и факты» (2019), «Нижегородская правда» (2023), радио «Вера» (2023), «Сириус» (2022), «Правмир» (2012), газета «Третьяковская галерея» (2012), «Фома» (2022).

Об искусстве

«Искусство, художество, которым я занимаюсь, является самым-самым-самым главным, но на самом деле, конечно, в первую очередь я человек, и я не могу сейчас сказать, что для меня здесь важнее. Может быть, вопрос ухода потом в вечность и смысл, и цель — это, наверное, самое главное, а то, что ты делаешь как профессия, как то, что тебе Господь дал, как то, что ты можешь, то, к чему ты призван, в конце концов, наверное, скорее всего, так. Потому что, наверное, у меня это не профессия, а призвание больше. Это уже такое служение, которое ты осуществляешь, помимо самого главного».

Антон Денисов / РИА Новости📷Художник Сергей Андрияка на презентации новой экспозиции именного поезда «Акварель», подготовленной совместно с Академией акварели и изящных искусств народного художника России Сергея Андрияки, на станции метро «Партизанская» в Москве, 2017 год
Антон Денисов / РИА Новости📷Художник Сергей Андрияка на презентации новой экспозиции именного поезда «Акварель», подготовленной совместно с Академией акварели и изящных искусств народного художника России Сергея Андрияки, на станции метро «Партизанская» в Москве, 2017 год

«Как любой человек, я тоже переживаю разные состояния и огорчения, трагедию, злость, конечно, радость, счастье и любовь. В такие моменты, естественно, художник сразу берет кисть. И неважно, что он пишет, — стакан, яблоко, интерьер. Он полностью погружается в процесс. У меня такая история произошла с пожаром в Манеже. В Москве в 2004 году планировалась огромная выставка, вмещающая в себя около пяти тысяч работ. Там были мои картины, педагогов, учащихся Школы акварели. Утром мы должны были привезти эти работы. И накануне вечером в Манеже произошел пожар. Помню, я стоял на Манежной площади и видел, как рушится крыша. Для меня это был большой стресс. Чтобы прийти в себя, я утром начал писать пожар Манежа. Все переживания и эмоции, которые были во мне, я раскрыл в этой работе».

Об учениках и обучении

«Педагог обязан поделиться со своими учениками тем опытом, который он имеет. Обязан. И эта обязанность заложена в системе обучения в Академии. Именно обязанность педагога, потому что никакой другой формы обучения быть не может».

«Каждый ученик — это индивидуальность, и к каждому должен быть свой ключик, свой подход. Хороший педагог обязан это чувствовать. Помимо личного примера, помимо способности что-то подсказывать своим учащимся, беря в руки кисть или карандаш, он обязан уметь найти подход к каждому человеку. Допустим, кому-то надо немножечко собраться, он весь такой расхристанный, не может никак сосредоточиться. Ему тяжело это сделать, значит, педагог должен найти те нужные слова или, может быть, дать какие-то упражнения, которые необходимы для того, чтобы этого ученика мобилизовать на сосредоточенную работу».

О художественном образовании

«Меня волнует, что сегодня у нас происходит с художественным образованием. Я вижу, к сожалению, лишь узкую специализацию, которая представлена во всех вузах. [Это грозит] тем, что в будущем это приведет к безработице, невостребованности, а иногда и к дилетантизму.

Виктор Великжанин / ТАСС📷Художник Сергей Андрияка со своей картиной, 1994 год
Виктор Великжанин / ТАСС📷Художник Сергей Андрияка со своей картиной, 1994 год

Самый главный показатель профессионала — умение рисовать на хорошем академическом уровне, в какой бы из техник человек ни работал, — от традиционных до ультрасовременных — дизайнеров, компьютерной графики, современной анимации».

О современном искусстве

«Есть традиционное искусство, а есть то, что ушло от традиций. То, что идет по традиции, — это к жизни, а то, что ушло от нее, — это к смерти. И спорить с этим без толку. Так было, есть и будет. И ничего нового под солнцем не родится... Если мы к традиции не возвратимся, мы отомрем. Нас просто не будет, физически не будет».

Об отце

«Он, наверное, был моим главным учителем, притом что я его не видел за работой. Преподавательская деятельность у него отнимала большую часть времени, и если он и писал, то он писал урывками. Он был тем человеком, который определял вектор. Все работы я ставил на пианино. Он вечером приходил, и, конечно, уже был его определенный приговор, что ему нравилось, не нравилось. Он меня поддерживал во многих вещах».

Борис Кавашкин / ТАСС📷Художник Сергей Андрияка у себя в мастерской, 1994 год
Борис Кавашкин / ТАСС📷Художник Сергей Андрияка у себя в мастерской, 1994 год

«Я ходил на подготовительные курсы для поступления в Суриковскую школу, не к отцу. Я, значит, писал цветок с натуры. Каждый лепесточек пытался сделать. Очень добросовестно. И зашел отец, посмотрел, говорит: «Ты молодец, цветок у тебя очень красивый. Но твой цветок не пахнет».

О цели живописи

«В моей жизни было много таких моментов, когда сам себе задаешь вопросы: «А кому вообще все это надо — это художество? Имеет ли оно смысл, дает ли оно какую-то пользу?» И было несколько таких случаев, когда оно явно меняло людей. Хотя, казалось бы, ничего особенного не было — обыкновенное традиционное искусство. Но оно меняло людей в лучшую сторону и останавливало от каких-то нехороших, серьезных поступков, даже трагедий. И теперь я думаю: если это уже существует, значит, это кому-то надо, значит, это все не напрасно».

Читайте также:

Россия и КНР призвали не дать конфликту на Украине стать неконтролируемым
«Демонстрация неповиновения». Что мировые СМИ пишут о визите Путина в КНР
Рубену Варданяну в Азербайджане продлили арест на 5 месяцев