Найти тему
Царьград

"Русская школа станет русской?": Каким должно быть мировоззрение среднего образования

Оглавление
   Фото: Царьград
Фото: Царьград

В православной Гимназии Святителя Василия Великого в подмосковном селе Зайцево прошла Всероссийская конференция "Мировоззрение российского школьного образования". В мероприятии, которое провёл учредитель гимназии, глава Фонда "Царьград" Константин Малофеев, приняли участие министр просвещения России Сергей Кравцов, глава Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, директор Института Царьграда профессор Александр Дугин и множество экспертов и педагогов из разных регионов страны.

МИХАИЛ ТЮРЕНКОВ

От Ушинского к "образовательным услугам" и обратно

Уже более полутора столетий назад основоположник русской научной педагогики Константин Дмитриевич Ушинский поднял важнейшую проблему, написав статью "О необходимости сделать русские школы русскими". Западнические реформы XVIII века привели к тому, что для многих гимназистов Российской Империи русский язык был лишь "вторым родным", а отечественную историю они знали намного хуже западной:

Только русский, да и не маленький, а большой человек, изумляя иностранца своим безукоризненным выговором на иностранных языках, в то же время часто говорит плохо на своем отечественном и почти всегда пишет с грубыми ошибками. Знает подробно историю Французской революции и в то же время глубокомысленно задумается над тем, в котором столетии жил Иоанн Грозный. Наверное, помнит, что Мадрид при реке Мансанаресе, но весьма часто не знает, при какой реке стоит Самара.

Благо в XIX веке к словам Ушинского прислушались, его труды оказали огромное влияние на развитие русской народной школы. И даже в советское время его педагогические труды не были забыты и хотя и в сильно усечённом виде, но использовались. Не секрет, что после первых большевистских образовательных экспериментов советская школа в значительной степени вернулась к дореволюционному опыту. Что отразилось в том числе в возвращении в 1934 году преподавания русской истории в среднюю школу.

   Иосиф Сталин лично принимал участие в подготовке школьного учебника истории. Скриншот страницы сайта Pikabu.ru
Иосиф Сталин лично принимал участие в подготовке школьного учебника истории. Скриншот страницы сайта Pikabu.ru

Слава Богу, тогда при подготовке новых школьных учебников хватило ума не очернять всю дореволюционную историю. По итогам конкурса на написание лучшего учебника победил проект профессора Андрея Шестакова, который лично редактировал Иосиф Сталин и в котором подчёркивалась преемственность в развитии Государства Российского, говорилось о Русских Победах, наших выдающихся полководцах и главных достижениях страны разных времён, включая царские. К слову, именно по этим учебникам учились школьники, ушедшие на фронт прямо с выпускного бала 1941 года.

Но самое страшное случилось после крупнейшей геополитической катастрофы XX века, как назвал распад СССР Владимир Путин. Именно тогда начался самый настоящий погром отечественного социально-гуманитарного образования. Как в высшей, так и в средней школе. Так, в середине 1990-х автор этих строк вошёл в число "счастливчиков", учившихся по ставшему притчей во языцех учебнику истории Александра Кредера, изданному Фондом Сороса. Небезосновательно прозванному "учебником для скинхедов", поскольку в нём чётко давалось понять: Победа 1945 года была вредна, поскольку СССР "страшнее" Третьего рейха.

"Кредеровские" учебники были дном падения исторического образования в средней школе. Другие учебные пособия до этого дна недотягивали, но тоже постоянно повторяли тезисы либеральной пропаганды. И это касалось и истории, и обществознания, и литературы. Главных мировоззренческих предметов, на которых выросло уже два поколения: "последних пионеров" и их детей. Поколения, для которых учёба в школе была лишь "образовательной услугой", и только благодаря самоотверженности многих наших педагогов отечественное образование не рухнуло вовсе.

   Всероссийская конференция "Мировоззрение российского школьного образования" прошла 15 мая в подмосковной православной Гимназии Святителя Василия Великого. Фото: Олег Рукавицын/Царьград
Всероссийская конференция "Мировоззрение российского школьного образования" прошла 15 мая в подмосковной православной Гимназии Святителя Василия Великого. Фото: Олег Рукавицын/Царьград

Этой проблеме, а главное, путям её решения, была посвящена Всероссийская конференция "Мировоззрение российского школьного образования", прошедшая 15 мая 2024 года в стенах подмосковной православной Гимназии Святителя Василия Великого, организованная министерством просвещения России, Институтом Царьграда и Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Церкви.

В конференции приняли участие люди, определяющие государственную и церковную политику в области просвещения, во главе с министром Сергеем Кравцовым и митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским Евгением. И, что не менее важно, множество педагогов из разных регионов нашей страны (около 200 человек в стенах гимназии и более 5 тысяч онлайн-участников). Те, от кого сегодня напрямую зависит исполнение задачи, поставленной в начале этого года Владимиром Путиным своей Администрации и правительству России: подготовить национальный проект по гармоничному воспитанию личности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Фактически Глава Государства Российского обозначил главную задачу возрождения отечественного образования. Сложно сказать, насколько Владимир Путин знаком с педагогическими трудами Константина Ушинского, но все его действия наглядно показывают: да, поздно, но мы начинаем возвращаться к тем ценностям, которые он закладывал в своей идее сделать русскую школу русской. Хотя, надо признать, сегодня это намного сложнее, чем полтора столетия назад.

   Учредитель Гимназии Святителя Василия Великого и Института Царьграда Константин Малофеев в своём приветственном слове остановился на историческом просвещении в средней школе. Фото: Олег Рукавицын/Царьград
Учредитель Гимназии Святителя Василия Великого и Института Царьграда Константин Малофеев в своём приветственном слове остановился на историческом просвещении в средней школе. Фото: Олег Рукавицын/Царьград

Константин Малофеев: "Историческое просвещение становится в центре государственной политики"

Открывший конференцию её ключевой организатор и модератор, учредитель Гимназии Святителя Василия Великого и Института Царьграда Константин Малофеев, в своём приветственном слове особо остановился на историческом просвещении в отечественной средней школе. На том, чему был посвящён президентский указ №314, подписанный Владимиром Путиным практически сразу после инаугурации, в канун Дня Победы:

Историческое просвещение выходит на первый план, а соответственно, на первый план выходят учителя истории. Историческое просвещение становится в центре государственной политики. Именно в истории мировоззрение будет играть ключевую роль.
   14 мая в Казани прошёл Русский научный форум, посвящённый проблемам высшего образования. Фото: Олег Рукавицын/Царьград
14 мая в Казани прошёл Русский научный форум, посвящённый проблемам высшего образования. Фото: Олег Рукавицын/Царьград

Константин Малофеев напомнил, что накануне, 14 мая в Казани прошёл Русский научный форум, в котором он принял участие вместе с директором Института Царьграда и Высшей политической школы имени Ивана Ильина при РГГУ профессором Александром Дугиным. Мероприятие, на котором была поставлена очень серьёзная проблема, в равной степени присущая как высшему, так и среднему отечественному образованию:

За последние 30 лет в нашей высшей и средней школе угнездилась и укоренилась западноцентричная система (система Запада и как географического объекта, и как рассадника мыслей и взглядов, зачастую прямо противоположных нашим духовно-нравственным ценностям). Поэтому сегодня нам нужно реформировать и высшую школу, и среднюю в рамках преподавания гуманитарных дисциплин.

И действительно, уж простите за банальность, приписываемую "железному" канцлеру Отто вон Бисмарку (которому, впрочем, очень много чего приписывают): "войны выигрывают учителя". И здесь важно добавить: учителя гуманитарных дисциплин, в первую очередь - истории, обществознания и литературы. А потому именно этим предметам и была в первую очередь посвящена прошедшая конференция.

Егор Холмогоров: "Человек - не обезьяна, христианство - не выдумка"

Ключевым докладчиком по проблемам отечественного исторического образования стал известный русский писатель и публицист Егор Холмогоров. Человек, с начала 1990-х имеющий опыт преподавания истории в средней школе и посвятивший историческому просвещению множество научных и публицистических трудов.

   Ключевым докладчиком по проблемам исторического образования стал известный русский писатель и публицист Егор Холмогоров. Фото: Олег Рукавицын/Царьград
Ключевым докладчиком по проблемам исторического образования стал известный русский писатель и публицист Егор Холмогоров. Фото: Олег Рукавицын/Царьград

В своём подробном анализе современных учебников истории Холмогоров особо остановился на том, что же до сих пор преподают нашим пятиклашкам. А в самом начале учебника истории за 5-й класс фактически утверждается, что человек - это... "обезьяна", пусть постепенно эволюционировавшая, но оставшаяся грязным волосатым животным, а не венцом Творения:

Всё это осаждается в мозгу нашего школьника. Какой вывод он делает? Что человек - это животное. Что такое, например, наша СВО? Значит, самцы делят между собой территорию. Грубо говоря, абсолютно любые идеи, конфликты можно свести к тому, что человек - это обезьяна, к проявлениям животных инстинктов. Мы в принципе теряем духовное измерение истории. Что мы обнаруживаем затем? Что христианство - это, оказывается, выдумка. О чём тогда мы можем вести речь?

Более того, согласно анализу эксперта, вся всеобщая история в России преподаётся как история англосаксов и их колоний. На задворках которых были и Ромейское Царство (Византийская Империя), и наследующая ей наша страна (об этом наследии в учебниках вообще нет и речи). Не говоря уже о том, что в отечественной истории по-прежнему присутствует самая настоящая революционная пропаганда радикальных, а порой и откровенно террористических идей и персонажей.

Что нам нужно? Нам нужно выстроить последовательный россиецентризм всей нашей истории. Пространство России - это всегда, так или иначе, ось мировой истории. И об этом нужно говорить.

Это лишь один из ключевых выводов, который предложил Егор Холмогоров из своего крайне негативного анализа отечественного исторического образования, которое очень сложно назвать отечественным. Хотя и, стоит признать, в последнее время некоторые позитивные подвижки в создании единых учебников истории есть.

Александр Дугин: "Просвещение не может проходить в отрыве от истории"

Директор Института Царьграда и Высшей политической школы имени Ивана Ильина при РГГУ профессор Александр Дугин в своём выступлении напомнил, что ещё в 2007 году стал автором именно россиецентричного учебника обществознания ("Обществоведение для граждан Новой России").

   Директор Института Царьграда и Высшей политической школы имени Ивана Ильина при РГГУ профессор Александр Дугин. Фото: Олег Рукавицын/Царьград
Директор Института Царьграда и Высшей политической школы имени Ивана Ильина при РГГУ профессор Александр Дугин. Фото: Олег Рукавицын/Царьград

Однако в те годы наша страна ещё только начинала оживать от либерально-западнического морока 1990-х, и это происходило катастрофически медленно. При этом профессор Дугин убеждён, школьное просвещение в первую очередь должно быть "просвещением историей":

Только тогда, когда мы знаем нашу историю правильным образом, исходя из нас самих, когда мы передаём идентичность в традициях преподавания, мы глубоко понимаем её исторические уровни. Историческое просвещение, которое было особым указом обозначено до назначения правительства как самое главное направление, ставит министерство просвещения в центре. И работу наших учителей ставит во главе нашей культурной политики. Учителя - авангард исторического просвещения. Вы передаёте эту культурную идентичность.

И здесь стоит напомнить, что неоднократно цитировавшийся на конференции президентский указ №314 содержит и упоминание государствообразующего русского народа, и необходимость масштабной просветительской работы для борьбы с "использованием коллективным Западом фальсификации истории в качестве оружия в информационной войне, направленной на разрушение целостности российского общества и государства". И даже "понимание истории России, развивающейся по самобытному цивилизационному пути", а также "преемственность всех этапов российской истории":

Россия - великая страна с многовековой историей, государство-цивилизация, сплотившее русский и многие другие народы на пространстве Евразии в единую культурно-историческую общность и внёсшее огромный вклад в общемировое развитие. В основе самосознания российского общества лежат формировавшиеся и развивавшиеся на протяжении всей истории России традиционные духовно-нравственные и культурно-исторические ценности, сохранение и защита которых являются обязательным условием гармоничного развития страны и её многонационального народа, неотъемлемой составляющей суверенитета Российской Федерации.

Собственно, это то, о чём в своих работах неоднократно писали и Константин Малофеев, и Александр Дугин. Благо теперь их мысли вошли и в указ Главы Государства Российского, утверждающий основы государственной политики в области исторического просвещения. Но, помимо основополагающего указа, очень важно и то, насколько проблема осознаётся в профильном ведомстве - Минпросвещения России.

Сергей Кравцов: "На всех нас большая ответственность: выдержать, не сломаться, не поддаться"

Выступивший на прошедшей конференции министр Сергей Кравцов дал повод для осторожного оптимизма. Приведём лишь несколько цитат из его выступления в Гимназии Святителя Василия Великого:

Наша страна, наша Россия, имеющая очень глубокие корни, культурные традиции, одна из немногих стран в мире, которая действительно способна противостоять той нечисти, которая сегодня постепенно захватывает мир. Причём граждане западных стран очень многое понимают, но, к сожалению, мало что могут сделать. И в своих семьях, в обсуждениях они поддерживают нашу страну. Но когда начинается преобладание материального над духовным, это ведёт к большим трагедиям, к упадку. В этом отношении на всех нас большая ответственность: выдержать, не сломаться, не поддаться.
   Выступивший на конференции министр просвещения России Сергей Кравцов дал повод для осторожного оптимизма. Скриншот ТГ-канала Царьград
Выступивший на конференции министр просвещения России Сергей Кравцов дал повод для осторожного оптимизма. Скриншот ТГ-канала Царьград

Получается, глава Минпросвещения оценивает проблему так же, как и Константин Малофеев, Егор Холмогоров и Александр Дугин. Но почему же мы так долго остаёмся в плену западноцентричной системы, в том числе и в среднем образовании? И здесь министр Кравцов оказался предельно откровенным:

Чему учить? В стандартах нет конкретного содержания, а только написано: ребёнок должен знать историю.

Сергей Кравцов отметил, что только в последние годы содержание стало возвращаться в отечественные образовательные стандарты. Вернулась системность, появились единые федеральные программы. Некоторое время назад в школах было до 50 разных коммерческих учебников по отдельным предметам, теперь же появляются единые государственные учебники в соответствии с федеральными стандартами.

   Согласно анализу Егора Холмогорова, всеобщая история в России преподаётся как история англосаксов и их колоний. Скриншот ТГ-канала Царьград
Согласно анализу Егора Холмогорова, всеобщая история в России преподаётся как история англосаксов и их колоний. Скриншот ТГ-канала Царьград

Школы претерпевают и другие изменения. Так, в них вернули воспитательную работу с детьми. Появились советники директоров по воспитанию, прошедшие специальное обучение, церемония поднятия флага и исполнения гимна, "Разговоры о важном", расширено бесплатное дополнительное образование. Сейчас необходимо интенсивнее вовлекать учителей в системный воспитательный процесс школы. То есть жуткий и поистине разрушительный концепт "образовательных услуг" наконец-то уходит в прошлое.

Что с того?

В рамках небольшой заметки сложно изложить доклады всех участников Всероссийской конференции "Мировоззрение российского школьного образования". Но все они были едины в главном: том, что ключевой составляющей образования является воспитание, которое должно основываться на наших исконных ценностях.

И здесь стоит упомянуть выступление главы Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения, который в качестве примера привёл ситуацию с преподаванием основ православной культуры в средней школе. И писателя, переводчика и литературоведа Артёма Серебренникова, посвятившего своё выступление проблемам преподавания литературы.

И заведующего кафедрой народной художественной культуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова Анны Тепловой, особо остановившейся на проблемах патриотического воспитания. И конечно, выступление известного православного психолога Михаила Хасьминского, отметившего, что в последние годы в преподавании той же литературы есть черты откровенно деструктивной идеологии, в том числе провоцирующей подростковые суициды.

   Анна Теплова: когда речь заходит о патриотическом воспитании, то всё непременно приходит к воспитанию традиций, воспитанию человека-защитника. Потому что без этого патриотизм - это мёртвое чувство. Фото: Царьград
Анна Теплова: когда речь заходит о патриотическом воспитании, то всё непременно приходит к воспитанию традиций, воспитанию человека-защитника. Потому что без этого патриотизм - это мёртвое чувство. Фото: Царьград

Одним словом, разговор не закончен. Средняя школа, как и школа высшая, нуждается в скорейшей суверенизации. И это нужно делать сегодня, "ковать железо" в тылу, одерживая мировоззренческие победы одновременно с победами на фронте. Ведь как совершенно точно отметил Константин Малофеев, нам "надо не только освободить от западной оккупации исконно русские земли, но и русское сознание - победить в ментальной войне".

________________

Подпишитесь на наш канал, поставьте лайк и напишите комментарий, это поможет донести информацию до большего количества людей.