Если уровень интеллекта можно измерить решая задачи на логику, гибкость мышления и т.д., то как измерить эмоциональный интеллект (ЭИ)? В тесте на ЭИ ребенку предлагается решить “эмоциональные задачи”, что позволяет определить эмоциональные реакции ребенка на разные события и ситуации - как положительные так и отрицательные, которые впоследствии отражаются на поведении. Например, если ребенка обидели или обозвали - полезет ли он в драку или решит конфликт другим способом.
💡Тест измерят такие способности эмоционального интеллекта как:
Распознавание (идентификация)-своих эмоций, способность считывать эмоции окружающих.
Использование эмоций для решения задач -в качестве основы для принятия решений . Можно обидеться и разозлиться на школьного друга, который не пришел на день рождения и заблокировать его в соц. сетях, а можно поделиться своими чувствами и выяснить причину.
Способность понимать эмоции и чувства, причины их появления. Ребенок, зная какие чувства он сам испытывает , способен выстраивать гармоничные отношения с окружающими- ему понятны чувства других людей.
Управление эмоциями -подросток завидует что его друга взяли в футбольную команду, а его нет. Задача родителей в данном случае - проговорить ситуацию, обсудить с ребенком что произошло и что можно сделать в этой ситуации ( больше тренироваться или может у подростка получается лучше что-то другое, чем у его друга), чем позволить его чувствам “закипеть”, что приведет к ссоре с другом.
Рассмотрим результаты теста Анастасии, 17 лет
Тест выявил высокий уровень распознавания эмоций, но низкий уровень использования -таким образом у ребенка появляется стрессовый фон: много замечаю и вижу, но что с этим делать не знаю.
Также у подростка проблемы с эмпатией - Настя не может “прочувствовать” эмоции других - она только успешно считывает их по невербальным признакам. Когда мама переживает и нуждается в поддержке Настя не понимает что делать и просто уходит, думая что маме нужно побыть одной.
Таким образом, из-за невозможности “прочувствовать” то, что испытывают другие, в будущем у девочки могут страдать отношения с окружающими, а ведь чувствовать и понимать окружающих необходимо во многих ситуациях .
Задача специалиста -эксперта по оценке и развитию эмоционального интеллекта ребенка, помочь маме и Насте научиться проговаривать свои эмоции и чувства, что в дальнейшем позволит избежать взаимонепонимания.
Специалист составляет программу с учетом зон роста и развития по результатам отчета. Родители вовлекаются в программу развития ребенка-поддержка в семье благоприятного эмоционального климата особенно важна для достижения результатов.
Задачи программы в данном случае:
✔️Сформировать навыки эмпатического ответа в ситуации эмоционального переживания
✔️Научить подростка эффективно использовать свое эмоциональное состояние для решения задач
✔️Помочь освоить техники управления своими эмоциями и эмоциями других
✔️Расширить эмоциональный словарь для более корректного восприятия и понимания эмоций
Как выглядит структура программы:
Родителям были даны рекомендации:
✔️Разговаривать с Настей о своих эмоциях и переживаниях, рассказывать об их причинах
✔️Интересоваться эмоциональным состоянием дочери
✔️Практиковать активное слушание в общении с ребёнком
✔️Вместе с другими членами семьи составить эмоциональную карту семьи
✔️Обсуждать прочитанные книги, просмотренные вместе фильмы
🎓 Подробнее о программе "Эксперт по оценке и развитию эмоционального интеллекта ребенка "- https://teacher.ei-kids.com/
Подписывайтесь на телеграм-канал и группу ВКонтакте «ЭИ ДЕТИ» – больше о ежедневных практиках развития ЭИ, о курсах и партнерских программах от международной сети развития эмоционального интеллекта ЭИ ДЕТИ.