Марти Фридман присоединился к Megadeth в 1990 году и помог трэш-группе стать платиновой наряду с Metallica, Slayer и Anthrax. Но в 2000 году он ушёл из группы, а три года спустя и вовсе покинул США, чтобы начать новую жизнь в Японии, где, помимо сольной музыки, он стал невероятным чудом поп-культуры.
Он стал первым иностранцем, назначенным послом наследия Японии, а правительство поручило ему сочинить тематическую песню о наследии Японии, которая звучит на государственных мероприятиях. Он снялся в сотнях рекламных роликов и телепередач, в том числе в фильме «Хеби Мета-Сан» («Мистер Хэви Металл»).
В интервью для The Guardian Марти рассказал:
«В своё время я оказался без денег и стал бездомным, и я могу оценить безопасность того места, куда я попал. Я не хочу говорить, что это было смело, и некоторые люди могут подумать, что это было глупо, потому что зарабатывать на жизнь музыкой — всё равно что выиграть в лотерею. Но я знал, что в музыкальном плане могу предложить гораздо больше, чем быть соло-гитаристом в крутой металлической группе».
Фридман разговаривает по видеосвязи из Лос-Анджелеса, где он снимает клип для своего 18-го сольного альбома "Drama". Сейчас он создает мелодичные, инструментальные звуковые ландшафты, которые он называет «музыкальными эмоциями, вызывающими слёзы и мурашки у людей». В его сольном каталоге нет недостатка в агрессии — до Megadeth он играл с Джейсоном Беккером в группе Cacophony, — но в его глазах светится радость, когда он рассказывает об экспериментах с модуляциями клавиш и неортодоксальными техниками:
«Я не хочу быть одним из тех, про кого говорят, что он стал играть не так, как надо. У меня были успехи и неудачи, но в каком-то смысле я благодарен за то, что у меня никогда не было крутого хита, который бы стал моей визитной карточкой, и думаю, это сохранило чистоту моей музыки. Когда такое случается, мотивация к самосовершенствованию пропадает».
Даже спустя 20 лет Фридман по-прежнему очарован японским обществом:
«Токио — это как Нью-Йорк на стероидах. Он шумный, красочный, здесь можно заняться чем угодно, но больше всего мне нравится то, что он абсолютно безопасен. За 20 лет я ни разу ничего не видел и не испытывал ни малейшего страха. Здесь просто нет преступности, а ведь я живу рядом с кварталом красных фонарей! К хорошему быстро привыкаешь...»
Впервые он влюбился в эту страну во время тура:
«Из уважения к фанатам и персоналу, которые хорошо ко мне относились, я захотел выучить язык, и к моменту ухода из Megadeth я уже почти свободно владел им. Но за два-три года до этого я уже слушал исключительно японскую музыку — я хотел играть её и погрузиться в японскую сцену. Я просто следовал своим музыкальным мечтам».
После случайной встречи с продюсерской компанией его статус телеведущего пошел в гору:
«Всё закрутилось, и я стал сниматься во всевозможных телевизионных программах — варьете, комедиях, политических и игровых шоу, фильмах, рекламных роликах. Я никогда не собирался заниматься чем-то подобным».
Всё это Фридман изложил в автобиографии "Dreaming Japanese", которая будет опубликована в конце этого года и посвящена тому, что он называет трансформацией в японское общество:
«Многие люди спрашивали меня об этом на протяжении многих лет и говорили, что никто другой не делал того, что сделал я. Возможно, некоторые видят во мне гитариста, который уехал в Японию, чтобы участвовать в телешоу, и на этом для многих всё заканчивается, но даже мои самые ярые фанаты не знают ничего из того, что я описываю в этой книге, — например, о первой любви, первом интимном опыте, браке, разводе».
В книге, безусловно, будут истории о трудностях — до того, как получить контракт с Megadeth в 1990 году, Фридман безуспешно прослушивался у Мадонны, Kiss и Оззи Осборна в тот период, когда он был бездомным, но в ней не будет типичных историй об излишествах, которые обычно можно встретить в рок-н-ролльных мемуарах:
«Я единственный в Megadeth был абсолютно трезв на протяжении всего времени, пока я был в группе, так что у меня есть свой взгляд, с другой точки зрения».
По его словам, чтобы написать убедительные рок-мемуары, не обязательны «трагические, близкие к смерти переживания или передозировки наркотиков»:
«Я думаю, многие люди хотят совершать безумные поступки, рисковать и покидать зону комфорта в погоне за мечтой, и это звучит банально, но именно так я и поступил, и надеюсь, что это вдохновляет других».
Ни одна рок-группа в истории не обладала таким количеством талантливых соло-гитаристов, как Megadeth. На 16 студийных альбомах группы отметились семь разных музыкантов, и, учитывая постоянную смену состава, спекуляции вокруг возвращения Фридмана продолжаются уже два десятилетия. В прошлом году звёзды сошлись, и Фридман присоединился к Megadeth, чтобы исполнить несколько песен на токийской арене «Будокан», включая "Tornado of Souls", в которой звучит его гитарное соло. Он сказал:
«Люди плакали, кричали и улыбались во весь рот. Это был невероятный концерт. Шоу было потрясным, и, если быть до конца честным, группа звучала лучше, чем когда я был в ней».
Он называет это идеальным воссоединением, хотя на нём присутствовала только половина классического состава группы. Бывший барабанщик Ник Менца умер от сердечной недостаточности в возрасте 51 года в 2016 году, упав в обморок во время концерта в Лос-Анджелесе. Басист Дэвид Эллефсон был уволен в 2021 году после скандала. Но Фридман считает, что это было больше связано с тем, что он и Дэйв Мастейн — бессменный лидер Megadeth — совершили полный круг:
«Мы с Мастейном любим друг друга, но для меня пришло время покинуть группу, когда я это сделал. Единственным незавершённым делом, которое у нас оставалось, был Будокан.
Это было одинаково важно для нас обоих, потому что мы оба в душе фанаты рока — мы выросли на Cheap Trick в Budokan и наших героях, которые там играли, и мы оба хотели сыграть там вместе. Дэйв спросил у меня: "Чувак, ты когда-нибудь играл в Будокане?" Я ответил, что да, а он спросил: "Хочешь сыграть ещё раз?" Это был самый милый обмен фразами».
Фридман отмечает, что он всё ещё является резидентом Японии, а не гражданином, но чувствует себя как дома и в США, и в Токио. Он навещает свою мать и других родственников и друзей, когда возвращается в Лос-Анджелес, и говорит, что ужасно скучает по ним, но его жена, виолончелистка Хиёри Окуда, занимает центральное место в его жизни:
«Я понял, что дом — это то место, где ты его создаёшь. Я чувствую себя в Японии как дома, но для американца это не обязательно означает, что я являюсь его частью. Речь идёт о сосуществовании, когда обе стороны получают от этого что-то хорошее. Вы можете жить где угодно, если поймёте это. И нет лучшего способа выучить язык, чем оказаться на переднем крае телевизионного шоу и придумать что-то интересное о том, что тебе безразлично».