Недавно на детской площадке я увидела ребенка в коляске, он был с соской во рту, смотрел мультики на телефоне и мычал. Я познакомилась с мамой, спросила, сколько лет малышу. Оказалось, что ему 2.5 года. Мама не понимала, что у ребенка проблемы с речью и что ему срочно нужна помощь. И тут я подумала о вас, а вдруг вы тоже не знаете, нужна ли помощь вашему ребенку.
Поэтому я подготовила для вас несколько статей с нормами речи детей 1-4 года.
Если вашему ребенку скоро год, то посмотрите, что он должен уметь к году и учите его этому.
НОРМЫ РЕЧИ РЕБЕНКА В ГОД
В год ребенок:
1. Показывает пальцем (на то, что он хочет).
2️. Мотает головой (если он чего-то не хочет).
3️. Знает свое имя.
4️. Знает некоторых животных (тех животных, с которыми вы его познакомили. Например: корова - “му”, собака - “гав”).
5️. Строит башенку из кубиков или составляет пирамидку.
Это основное, что ребенок должен говорить в год.
У нас есть внутренняя речь. Это речь, которую мы понимаем. До года ребенок накапливает ее.
То есть внутренняя речь у ребенка уже сформирована и он понимает, что вы от него хотите.
Есть внешняя речь и чаще всего она и беспокоит родителей.
Ребенок в 1 год по нормам должен говорить 10 слов.
Как считать эти слова? И что считается словами в годик?
Если ребенок, видя машину, говорит: “бррр”, ”бвуу” или “би-би”. Это считается словами.
Если ребенок говорит: “на” или “дай”(когда хочет взять что-то), то это тоже слова.
Если он говорит “ма” на вас, то это тоже слово.
А если ребеночек, не обозначает словами что-то, а говорит: ”ва”, “та”, “ка”, это лепет. Сначала идет лепет и поэтому, многие родители говорят, что сначала ребенок так хорошо говорил, а потом перестал. Потому что это был лепет, а не слова.
Лепет к году у ребенка проходит и начинаются слова, отдельные звуки. Например, ребенок говорит на корову “бу”, он не говорит четко “му” и не скажет. И на слово “дай” может сказать “ня”, это он обозначает слово “дай” и тогда можно считать за слово.
Если у малыша к году уже есть несколько таких слов, это значит, что все нормально. Он развивается хорошо и не нужно паниковать.
Что касается внутренней речи? Стройте с ребенком башенки, можно их делать из чего угодно (кубики, туалетная бумага, губки для посуды). Так же с пирамидкой, можно взять любую и строить с малышом. Когда ребенок строит пирамидку, это значит, что у него нормально развивается логика и это хорошо.
Чтобы ребенок играл, необходимо учить его этому. Садитесь с ним на коврик и играйте, показывайте, что можно построить пирамидку и говорите: “бух”, “на”, “дай”. Проговаривайте все эти слова, чтобы ребенок “накопил” и потом он начнет все эти слова говорить.
Как еще можно научить ребенка играть?
Берете любую игрушку и показываете, что ложкой можно накормить медведя и тебя. Используйте любые игрушки, которые у вас есть. Я понимаю, что удобно взять игрушку, которая сама говорит, еще удобнее поставить планшет и пусть смотрит мультфильмы, а мама в это время успеет приготовить и убрать. Но ребенка это не развивает, так речь не появится!
Речь появляется в игре! Очень многие родители грешат, что кушают с ребенком под мультики, это очень вредно! Это тормозит развитие и вредно для желудка, таким образом принимать пищу. Что делать? Берете любую игрушку и садите ее рядом с ребенком, и понарошку кормите ее, потом малыша.
Убираем игрушки, которые сами все делают за себя (сами поют, сами бегают). Оставляем обычные игрушки, чтобы ребенок научился сам играть ими. Это очень важно! Так ребенок накапливает багаж речевой и потом “выдаст” вам.
Многие говорят, что ребенок за мной не повторят. Когда вы садитесь и говорите: “повтори”, “скажи”, “говори за мной”. Ребенок так не будет повторять! Если ребенок с вами будет увлеченно играть, наполняться искренними эмоциями и потом уже он вам “выдаст”. Ребенок – это не запрограммированная игрушка, а эмоциональный человек, которому нужны вы. Нужна ваша любовь, ваше внимание, ваша игра и тогда ребенок начинает развиваться.
Если ребенок говорил до года и перестал, в чем может быть причина?
1. Это могут быть мультики. Вы дали ребенку мультфильмы и он перестал говорить. Он понял, что мир и так яркий и ничего говорить не нужно! И так все хорошо! Ничего просить не надо! Ничего говорить не надо! Ничем играть не надо! Ведь речь – это движение, движение языка, губ. Когда ребенок двигается, тогда и начинает говорить.
2. Вы могли перепутать лепет и слова. До этого он говорил “масяка” и вы думали, что ребенок говорит, но это был просто лепет. В год у ребенка начинаются настоящие слова, если он ими обозначает действие, предмет.
3. Может перестать говорить из-за какой-то травмы или болезни, стресса. К сожалению, такое бывает.
Дарите свою любовь детям! Берите на себя ответственность за их речь! Не думайте, если он пойдет в сад и там заговорит. Нет! Ему нужны любящие родители, которые уделяют ему по 2-3 минутки, чтобы поиграть с ним. Не нужно усаживать ребенка за стол и учить его, просто поиграйте с ним. Пусть он все разбросает, пусть что-то собирает, веселитесь с ним, бегайте, прыгайте, показывайте ему животных. И когда он накопит внутреннюю речь, он выдаст вам внешнюю🙏🏻
Если вы не понимаете, все ли хорошо у ребенка с речью, тогда приходите на открытый урок, который я проведу 25-го мая в 14:00 по мск.
После регистрации вы попадете в телеграм-канал и получите сборник пальчиковых игр 🤗
Регистрируйтесь ⬇️
https://alena-vasileva.ru/urok-1
НОРМЫ РЕЧИ РЕБЕНКА В ГОД
16 мая 202416 мая 2024
10,8 тыс
4 мин
13