Ведь чего ожидаешь от парадного официального портрета? Как минимум, что он - портрет - будет реалистичен. Но против вкуса каждого конкретного человека не попрешь. И если среднестатистическому человеку, казалось бы, позволено больше в силу того, что его портрет вряд ли вызовет сильное брожение среди людей по всему миру, то известные персоны в определенной мере ограничены.
Я высказываю эту мысль как некую социальную рамку. Если бы этой рамки не было, то любой портрет любого человека не вызывал бы бурной реакции. Но вдруг королевская семья нарушает эту традицию. И странный портрет Королевы Елизаветы II пишет Люсьен Фрейд.
Портрет Королевы Елизаветы II
Когда я видела информацию о ней, то каждый раз задумывалась о ее железной воле и хватке. Желании власти. Казалось бы, милая старушка. Но ведь нет же. Люсьен Фрейд проявил в этом портрете ее мужскую натуру. Обратите внимание на подбородок. Впечатление, что это щетина.
Наличие такого подбородка и впечатления от него существенно меняет образ Елизаветы II. Предлагает нам переосмыслить саму "должность". Ведь несмотря на формальность "должности", долгая королевская жизнь сформировала в ней мужские черты характера.
Сравните с ее портретом перед коронацией. И вы увидите разницу.
На портрете в молодости мы видим приятную молодую женщину с атрибутами королевской власти: короной, жезлом, лежащими на подушечке рядом. Она пока еще не Королева. Милая, с улыбкой. Робко, игриво пальчиком дотронулась до жезла. Первое прикосновение к власти.
Официальный портрет Кейт Миддлтон
Портрет Кейт Миддлтон был сделан тринадцать лет назад. Очень современный и весьма идеалистичный. На первый взгляд перед нами обаятельная молодая женщина, готовая улыбнуться или засмеяться сию же минуту, как только услышит что-то забавное. Но присмотритесь, впечатление тут же меняется. Мы уже видим поджатые губы и прозрачный стальной взгляд. Дополняет и усиливает двойственное впечатление черный фон, в который как бы погружается и растворяется фигура Кейт.
Честно говоря, глаза у меня выпали на стол, когда увидела официальный портрет Карла III. Неожиданно увидеть такую интерпретацию. Тем более, что она не ассоциируется с милым и добрым Королем.
Современно? Да, безусловно. Нет стремления показать благостного Короля, что тоже интересно. Но смысл? Вот кто думает о смысле произведения и об эффекте от такого портрета? Ответ напрашивается сам собой.
Бабочка у плеча вызывает ассоциацию мотылька, летящего на огонь.
Официальный портрет Кейт и Уильяма
Как вам нравится?
С одной стороны Кейт и Уильям здесь изображены словно их застали на красной дорожке. Спокойные фигуры, расслабленные позы. Оба готовые позировать и делают это с удовольствием. Даже отчасти портрет похож больше на фотографию, если бы не фон. Именно фон нам сообщает, что это портрет. И что это не реальность, а иллюзия. Игра, где художник предлагает нам пофантазировать как в иллюзорное живописное пространство ворвались два живых человека.