Думаю, сегодня уместней всего будет написать про Сергея Андрияку. Кстати, его отец тоже художник. Еще одна династия. Ну да ладно. Сегодня не о династиях, а о еще одном мастере акварели.
Мне кажется важным передавать свое мастерство. Соглашусь, не все мастера и профессионалы умеют и могут преподавать. Но обязаны хотя бы попробовать. Во всяком случае светлого и радостного от того, что люди попробуют себя в творчестве, станет в мире намного больше. Творчество такая сфера, что полезна любому. Отвлекусь.
Давеча была в Эрмитаже в галерее рисунка на выставке Нидерландской гравюры. А там зальчики расположены в таком месте, что вот не знаешь, просто так не попадешь. На третьем этаже закоулками. Раньше вообще эти помещения были закрыты. Но вот поди ж, год назад возникла и реализовалась идея организовать зал рисунка и гравюры, коих в Эрмитажных закромах более шестисот тысяч экземпляров накопилось. И вот в лифте рядом со мной стоят две розовые феи (буквально) со стрелками на глазах. В розовых вуалях. Все как положено. И заходит мужчина, из служб Эрмитажа по-видимому. Задает нам всем вопрос: "Как думаете, человеку 76 лет с деменцией и без памяти нужно ли посещать музей? Какой смысл, если он ничего не понимает и не помнит? Зачем?" Хммм...... Мы ему дружно ответили, что главное он увидит прекрасное и порадуется в моменте.
Если вернуться к школе акварели Сергея Андрияки и к его творчеству, то желание делиться прекрасным, учить ему играет огромную роль в формировании культуры общества.
Что в его акварелях интересно лично мне?
На первый взгляд они выглядят как работы маслом. Особенно, если сравнить их с работами Елены Базановой. Здесь же только красочные пятнышки указывают на акварель. По своему опыту могу сказать, что не хватает терпения дождаться пока акварельная "кляксочка" высохнет. Ну не мой это материал, эх. Главным образом потому, что высохшая такая кляксочка чуть меняет цвет, создает определенный эффект и чтобы увидеть, как она будет смотреться в общей композиции, что ей даст, нужно дождаться высыхания. Вот эта работа слоями, аккуратная, выдержанная вызывает громадное уважение. Главное, удивительно то, что работу маслом меня никак не напрягает отложить, дождаться, пока подсохнет. Это лирика, ладно.
То есть отличие от Елены Базановой как раз в том, что у Андрияки нет стремления загладить, заполировать все и сделать идеальный тональный переход. За счет этого, кстати, его картины смотрятся более объемными, в них больше пространства и воздуха.
Еще одно важнейшее умение в акварели способность прогнозировать результат наслоения одного цвета на другой. Это важно. Многие и мои коллеги, и ученики, да и сама я и мои друзья, в процессе учебы больше всего боялись грязи. Но суть образования этой грязи как раз в незнании взаимодействия цветов при наложении друг на друга.
Эти два натюрморта прекрасная реплика голландскому натюрморту. С большим количеством предметов. Роскошные. Но современные, хотя орнаменты на посуде протягивают вполне себе ощутимую ниточку в прошлое. К истории. К разным культурам.
Любопытна еще и сама композиция постановок этих натюрмортов. Довольно непростое дело, подобрать разные предметы так, чтобы они сочетались и были в красивом цветовом отношении и балансе.
В верхнем натюрморте интереснейшее сочетание китайской посуды, а фрукты, скатерти и само обилие ваз нас отсылает к голландцам.
Нижний натюрморт, скорей, нас погружает в атмосферу московской старой дачи. Супница, старые глиняные кувшины, тарелка на стене, физалис и сухостой - все это атрибуты загородной жизни. Предметы нам рассказывают историю. Это важно и это заставляет зрителя замереть перед картиной и разглядывать: орнаменты, вазы, предметы. Находить все новые и новые детали, ускользнувшие от внимания раньше.