Завораживающее зрелище - автомобиль, скользящий боком по грязной трассе. Со времен Парижско-Руанских соревнований безлошадных экипажей 1894 года гонщики и производители стали участвовать в ралли, чтобы испытать свои машины друг с другом.
Чемпионат мира по ралли, учрежденный в 1973 году, формализовал многочисленные раллийные соревнования по всему миру и открыл эру удивительных специально построенных раллийных машин. И среди них есть десятка лучших, которые должны были совершить героические подвиги или поразить воображение публики, как никто другой.
Alpine A110
- Первый чемпион WRC
- Весил чуть больше 700 кг и развивал скорость 130 миль в час
- Победитель престижного ралли Монте-Карло
WRC появился в 1973 году, и спортивное подразделение Renault - Alpine - решило принять в нем участие с уже успешной моделью A110, небольшим заднеприводным спортивным автомобилем с задним расположением двигателя.
Прочный и проворный, он побеждал практически во всех гонках, в которых принимала участие рабочая команда, и завоевал первый в истории титул чемпиона WRC среди конструкторов. Современный Alpine A110 может быть гораздо более совершенной машиной, но он остается верен философии легкого веса, которая обеспечила оригиналу такой успех.
Audi Quattro
- Первый полноприводный раллийный автомобиль
- Пятицилиндровый турбомотор мощностью до 591 л.с.
- За его рулем были такие звезды ралли, как Вальтер Рорль и Ханну Микола.
Это Майкл Джордан среди раллийных автомобилей, открывший новую эру господства полного привода, которая произвела революцию в спорте. Очевидное превосходство над полноприводными автомобилями на скользких покрытиях помогло Quattro одержать 23 победы за шесть лет, а также завоевать два чемпионских титула для гонщиков и два - для конструкторов.
Его необычный пятицилиндровый двигатель остается одним из самых громких звуков в автоспорте. Сегодня вы не найдете его в продаже, но современный RS3 Sportback предлагает такой же завораживающий пятицилиндровый звук и ту самую важную компоновку Quattro.
Lancia Rally 037
- Последний заднеприводный автомобиль, победивший в WRC
- Утверждается, что это любимый раллийный автомобиль Вальтера Рорля.
Lancia 037 стала последним заднеприводным раллийным автомобилем, который когда-либо побеждал в WRC. На гравии и песке его превзошел великолепный Audi Quattro, но его среднемоторная компоновка, двигатель с наддувом без задержек и задний привод дали ему преимущество во всем остальном.
Он выиграл чемпионат конструкторов в 1983 году и занимал первые три места еще три года в 1984-1986 годах.
Peugeot 205 T16
- Среднемоторный турбодвигатель мощностью более 400 л.с.
- Сумасшедшая дорожная версия была доработана, но сохранила среднемоторную компоновку AWD.
- За рулем выступали такие звезды ралли, как Ари Ватанен, Тимо Салонен и Юха Канккунен.
Модель 205 T16 вполне могла бы стать самым успешным раллийным автомобилем WRC, если бы не расформирование класса Group B в конце сезона 1986 года.
После небольшого количества заявок и трех побед в 1984 году этот маленький французский ракетный корабль стал чемпионом среди гонщиков и конструкторов в 1985 и 1986 годах.
MG Metro 6R4
- От 256 до 410 л.с. от 3,0-литрового V6 с естественным всасыванием.
- 6 цилиндров, двигатель с задним расположением, полный привод.
- Двигатель с турбонаддувом использовался в суперкаре Jaguar XJ220
MG Metro 6R4 разделил с популярным в то время городским автомобилем Metro только название и несколько панелей, получив усовершенствованную систему полного привода и 3,0-литровый двигатель V6, в котором обычно ехали мамины покупки.
Необычный для того времени двигатель был без турбонаддува, но все равно развивал мощность до 410 л.с. и оказался очень быстрым. Проблемы с надежностью и очень короткая раллийная карьера (он был представлен всего за год до того, как была запрещена группа B) привели к тому, что спустя годы ему пришлось доказывать свою состоятельность в руках частников.
Ford RS200
- Кузов из стекловолокна, построенный компанией Reliant (да-да, той самой, которая делала Reliant Robin).
- 444 л.с. от среднего турбированного 1,8-литрового двигателя
- Две массовые аварии привели к событиям, которые в конечном итоге привели к упразднению категории Group B.
В то время как большинство других раллийных автомобилей были основаны на серийных дорожных машинах, Ford RS200 был разработан с нуля для участия в WRC.
Довольно мощный турбонаддув и две серьезные аварии не позволили RS200 добиться успеха в чемпионате WRC, но он оказался весьма успешным в чемпионате Европы по ралли-кроссу с 1986 года и до конца 1992 года.
Toyota Celica GT-Four
- Самый успешный японский раллийный автомобиль в истории
- Полноприводный и переднемоторный
- Доминировал на протяжении большей части своей карьеры в WRC
Toyota Celica GT-Four была разработана в соответствии с требованиями группы А WRC и оказалась чрезвычайно успешной в руках таких гонщиков, как Карлос Сайнц, Дидье Ориоль и Юха Канккунен, выиграв для каждого из них чемпионат пилотов - два для Сайнца.
В 1993 и 1994 годах она также завоевала трофей конструкторов, став самым доминирующим раллийным автомобилем своего времени. К сожалению, она также стала предметом, возможно, самого изощренного скандала в истории WRC: из-за незаконно модифицированной турбосистемы команда была дисквалифицирована на часть 1995 года и весь сезон 1996 года.
Celica больше не купишь, но Toyota GR Yaris - отличный утешительный приз, и он максимально приближен к дорожному раллийному автомобилю.
Subaru Impreza WRX
- Победитель трех чемпионатов пилотов и трех чемпионатов конструкторов
- Выпускался в различных формах с 1993 по 2008 год
- За рулем выступали такие звезды ралли, как Колин Макрей, Карлос Сайнц и Петтер Солберг.
Каждый, кто хоть немного интересовался автомобилями в 90-е годы, помнит сине-золотую Subaru Impreza WRX, проносившуюся по ухабистым раллийным трассам под управлением таких легенд, как Колин МакРей и Карлос Сайнц.
Impreza стала доминирующей силой в раллийных соревнованиях по всему миру и в итоге выиграла более 160 чемпионатов за свою долгую раллийную карьеру. Лимитированные дорожные автомобили, на создание которых он вдохновил, давно стали ценными коллекционными машинами.
Mitsubishi Lancer EVO
- Завоевал четыре титула гонщика и один титул конструктора
- Мощность 2,0-литрового четырехцилиндрового двигателя с турбонаддувом составляет 280 л.с. (ограничено регламентом).
- За рулем были такие звезды ралли, как Томми Макинен и Ричард Бернс.
Lancer Evo боролся с Impreza WRX на протяжении всей своей карьеры, и впечатляющие четыре подряд чемпионских титула Томми Маккинена в 1996-1999 годах доказали, насколько конкурентоспособным был этот автомобиль.
Огромное количество "эволюций", через которые прошла эта модель, показало, насколько целеустремленной была компания Mitsubishi в постепенном совершенствовании своего звездного раллийного автомобиля, чтобы оставаться на вершине.
Citroen C4 WRC
- Один из самых успешных раллийных автомобилей в истории.
- Выиграл 36 из 56 участвовавших в гонках
- За рулем выступали такие звезды ралли, как Себастьен Ожье и Себастьен Лёб.
Может быть, внешне Citroen C4 WRC и выглядел как увеличенный семейный хэтчбек, но он был одним из самых доминирующих и механически надежных раллийных автомобилей в истории.
Не помешало то, что на протяжении большей части своей карьеры его пилотировали такие выдающиеся таланты, как Себастьен Ожье и Себастьен Лёб, но вы не можете набрать очки, если не финишируете, а C4 WRC практически никогда не подводил, выиграв более 64% своих гонок в процессе. Четыре титула пилотов и три титула конструкторов - это один из самых успешных раллийных автомобилей в истории.
Выбирать всего 10 раллийных автомобилей, чтобы представить лучших из лучших, - это упражнение на разочарование, просто потому, что неизбежно придется оставить без внимания некоторых очень достойных конкурентов.
Lancia Stratos и Lancia Delta Integrale заслуживают отдельных статей, не говоря уже об упоминании, а поразительно доминирующий Volkswagen Polo R WRC - еще один впечатляющий современный раллийный автомобиль.