Съемка портретов остается чуть ли не самым популярным направлением студийной фотографии. Фотосессии проводят для собственного удовольствия, для коммерческих целей, для фиксации памятного момента. В каждом случае, как говорили Ильф и Петров, «заказчик хочет быть красивым». Чтобы выполнить это вполне разумное желание, фотограф должен правильно подобрать свет для фотосессии. Вот несколько рекомендаций, которые упростят эту задачу.
Какие источники выбрать
Если речь идет о студии, в ней должен быть и импульсный, и постоянный свет. Это даст лучший результат, поможет выгодно подчеркнуть профессиональность оборудования и создать неординарную светотеневую картину.
Хороший постоянный свет полностью заменит естественный, исключив форс-мажоры, упростит регулировку рисунка, сделает фото ясным, четким, контрастным. Для портретирования лучше отказаться от галогенных и флюоресцентных ламп — первые слишком сильно нагреваются, вторые больше подходят для предметной съемки. Современные светодиодные источники сравнительно недорого стоят, не мерцают, выпускаются в разных видах — от колец до огромных LED-панелей, моноблоков, которые хорошо сочетать с рефлекторами, софтбоксами и прочими насадками. Хотите сэкономить? Приобретите постоянный свет на диодах с регулировкой цветовой температуры — она может изменяться от 3200 до 5500 К.
Импульсные вспышки — краски в руке фотографа-художника. С помощью моноблоков с разными характеристиками можно снимать ростовые и групповые портреты, создавать сюжетные снимки с «застывшей» в движении водой и т.д. Если фотосессии ориентированы на классические фото крупным и средним планом, достаточно готового комплекта. Такие есть у большинства производителей студийного света. Мощность таких вспышек не должна превышать 200 Дж, тогда вы сможете снимать и традиционные, и психологические портреты (на широкой диафрагме).
Вообще желательно заранее выбрать основные жанры портретирования, а затем — свет по характеристикам под них. Мощность импульсных вспышек, к примеру, сильно зависит от особенностей снимка:
групповые портреты лучше получаются со вспышкой мощностью около 200 Дж;
ростовые фото — от 400 Дж, в особенности, если студия большая;
портреты на белом фоне — не меньше 500 Дж.
Подбираем источники под световую схему
В фотосессиях, как правило, используется классическая схема — основной, контровой и заполняющий свет. В качестве главного источника для съемки портретов используют постоянные лампы мощностью около 500 Вт. Их свет регулируют с помощью софтбоксов, зонтиков на просвет/отражение, шторок, гелевых фильтров и т.д. Если нужно получить эффект естественного освещения, источник поднимают на высоту от 1,5 метра. В качестве приборов подойдут галогены 1-5 КВт (если вы все же решили их использовать), лампы дневного света от 575 Вт, HMI с цветовой температурой около 6000 К.
Заполняющий свет, в зависимости от типа, смягчает или подчеркивает тени, заливает все не подсвеченные участки, создает ровный отраженный рисунок. Для него используют светодиодные панели, флуоресцентные лампы или линзовые системы в сочетании с софтбоксом. В случае с LED-источником нужно обратить внимание на индексы CRI/TLCI. Если они высокие, в спектре не будет слишком много зеленого, пурпурного, тени станут приятно однородными, а кожа модели приобретет естественный оттенок.
Чтобы отделить модель от задника, используют схему расстановки, которая называется «противостоящее освещение». Для нее понадобится контровой осветительный прибор с линзой Френеля (или асферической) и софтбокс размером меньше основного — около 30-40 см. Интенсивность фонового освещения подбирают по прочим предполагаемым источникам, особенно важно его качество при использовании хромакея в качестве задника. Для устранения распространенной проблемы — паразитных отражений — на объектив устанавливают поляризационный фильтр.
Для художественной съемки понадобится весь арсенал светоформирующих инструментов:
для мягкого, но направленного света нужны тарелки — Beauty Dish для портретной съемки;
чтобы создать на лице, аксессуарах модели эффектные световые блики, понадобятся специальные насадки: соты — для круглых, тубусы для удлиненных «мазков»;
для равномерного освещения задника нужны фоновые рефлекторы — тогда луч света не попадет в объектив;
арт-фотосессия требует специального оборудования — цветных фильтров, генераторов дыма для придания свету нужного «настроения».
Несколько советов в качестве заключения
чем больше источник, тем лучше результат — свет становится мягче, обволакивает модель, устраняет резкость теней и очень подходит для портретов;
чтобы улучшить телесные тона, контрастность, игру теней, используйте рассеянный свет (его дают светоформирующие зонты, софтбоксы и другие насадки);
если тени слишком резкие, грубые, а дополнительных источников света нет, можно отодвинуть модель от фона, увеличив между ними расстояние;
чтобы сделать портрет крупным планом живым, индивидуальным, установите на камеру компактный глазной осветитель — прибор, отражающий свет по центру зрачка;
для арт-фотосессий с «замедленным» эффектом, нужны вспышки с самым коротким импульсом — чтобы фотограф «поймал» капли воды, разлетающиеся от мокрых волос или вырывающуюся из бутылки струю шампанского, понадобится моноблок на 1/12800 с (при t 0,5);
чтобы тон кожи стал более теплым, немного измените баланс белого — чуть-чуть больше, чем 3150 К.
И еще один совет — делайте тестовые снимки с разным светом. Особенно это полезно при экспериментах со схемой. Сначала сфотографируйте модель при основном освещении, затем — при контровом, затем при всех источниках. Вы сможете оценить эффект, выбрать лучший результат и прочувствовать, как именно источники «работают» на результат — а это весьма полезный профессиональный навык.