Найти тему
БИЗНЕС Online

«Перед законом все равны»: как Зиганшину «простили» сбитую бабушку

Уголовное дело об аварии, в которой погибла 64-летняя Галина Зуйкова, прекращено

Равиль Зиганшин не виноват в гибели 64-летней Галины Зуйковой, попавшей под колеса его Range Rover. К такому выводу пришли следователи МВД по РТ, сообщили источники «БИЗНЕС Online». Громкое уголовное дело о ДТП возбудили еще два месяца назад, в нем не было фигурантов, а следователи отрабатывали возможные версии произошедшего. Для этого проведена автотехническая экспертиза, которая выявила, что у Зиганшина не имелось технической возможности остановить машину. Эксперты рассуждают о том, какие еще доводы могли спасти известного республиканского строителя. Подробнее — в нашем материале.

   Смертельная авария случилась рано утром 6 марта на трассе недалеко от выезда на М12.   
Фото: источник «БИЗНЕС Online»
Смертельная авария случилась рано утром 6 марта на трассе недалеко от выезда на М12. Фото: источник «БИЗНЕС Online»

Смертельное ДТП

Решение о прекращении уголовного дела по факту ДТП было принято между большими майскими выходными — 7-го числа. Его расследование длилось почти два месяца, за это время в нем так и не появилось фигурантов: дело было возбуждено по факту аварии в отношении неустановленных лиц. И теперь уже не появится.

Смертельная авария случилась рано утром 6 марта на трассе недалеко от выезда на М12. Автомобиль Range Rover, за рулем которого был владелец ПСО «Казань» Равиль Зиганшин, ехал по направлению от «Свияжских Холмов» в сторону новой трассы М12, которая ведет до Москвы.

Недалеко от деревни Вахитово (буквально 10–15 минут от поворота на Иннополис) на дороге появилась женщина — это была 64-летняя Галина Зуйкова. Женщина выходила на дорогу каждое утро: она глухонемая, каждый день добиралась на попутках до места работы — в Аракчино. Рассказывают, что Зуйкова останавливала водителей, показывала бумажку с адресом, куда ей надо попасть. Так и ездила.

В тот день Зуйкова, как обычно, переходила дорогу — чтобы оказаться на обочине, ведущей в сторону Аракчино. В этот момент ее и сбил внедорожник.

Возле деревни, в которой жила Зуйкова, есть пешеходный переход. Однако, рассказывали собеседники нашего издания, женщина решила сократить и перешла дорогу в 20 м от зебры.

   Следствие пришло к выводу, что в действиях Зиганшина не было состава преступления.   
Фото: Сергей Елагин
Следствие пришло к выводу, что в действиях Зиганшина не было состава преступления. Фото: Сергей Елагин

Почему прекратили дело

На место аварии приехали сотрудники ДТП. Зиганшин якобы рассказал им: скорость не превышал, а женщина неожиданно вышла из-за сугроба. К тому же в момент аварии — а это около 6 часов утра — на улице еще не сошли сумерки. На фотографиях с места аварии можно заметить, что удар пришелся в правый край бампера, разбита правая фара, задето стекло. При этом на дороге не видно следов тормозного пути. По информации источников, Зиганшина на месте проверяли на состояние опьянения — это стандартная процедура. Все чисто.

Уголовное дело возбудили спустя несколько дней — на этом настояло руководство прокуратуры Татарстана. По ч.3 ст. 264 УК РФ («Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека»), по которому расследовалось дело, максимальный срок наказания — до 5 лет лишения свободы.

Однако следствие пришло к выводу, что в действиях Зиганшина не было состава преступления. Так, по делу провели автотехническую экспертизу: эксперты изучили обстоятельства ДТП (в том числе и скорость, с которой ехала машина), техническое состояние машины, следы на ней и на асфальте, а также исследовали состояние дороги в принципе на участке, где произошла авария. Экспертиза установила: у водителя не было технической возможности остановить машину в момент выхода пешехода на дорогу. Следовательно, у него не было возможности избежать наезда.

К слову, телеграм-канал Stop City Racing, борющийся с нарушением ПДД, опубликовал фото машины Зиганшина, попавшей на камеры фотофиксации нарушений за некоторое время до аварии. На снимке указано время — 5:45, трасса — Казань – Ульяновск. Автомобиль ехал со скоростью 85 км/ч при разрешенных 50 км/ч. В целом, по данным канала, на машину (она числится за ООО «Дорстрой», учредитель которой — Зиганшин) на тот момент числилось больше 2 тыс. штрафов, из которых около 200 были не оплачены.

У погибшей в аварии Зуйковой остался сын Владимир. Женщину похоронили 8 марта. Связывался ли Зиганшин с сыном Зуйковой, неизвестно — получить комментарий Владимира не представилось возможным. При этом, по словам источников «БИЗНЕС Online», Зиганшин якобы лично материально поддержал семью погибшей, однако сумму пока не раскрывают.

   Смертельное ДТП не всегда означает, что водитель будет привлечен к ответственности, отмечают эксперты.   
Фото: «БИЗНЕС Online»
Смертельное ДТП не всегда означает, что водитель будет привлечен к ответственности, отмечают эксперты. Фото: «БИЗНЕС Online»

«Если бы он ехал на красный, в дюпелину пьяный и сбил человека — тогда…»

Смертельное ДТП не всегда означает, что водитель будет привлечен к ответственности, отмечают эксперты. «Может быть один труп, 10 трупов, важно понять, нарушил водитель правила или нет, — объяснил „БИЗНЕС Online“ вице-президент движения автомобилистов России Леонид Ольшанский. — Вероятно, была экспертиза, которая проанализировала вес машины, ее скорость и по математическим формулам установила тормозной путь. Значит, наверное, согласно заключению эксперта, расстояние до женщины было, например, 28 метров, а тормозной путь машины — 42 метра. У водителя, значит, не было возможности [затормозить]. Поэтому, говорить о какой-то предвзятости, на первый взгляд, не приходится».

При этом Ольшанский подчеркнул, что должность водителя «окрашивает» это ДТП определенными «тонами». «Понимаете, если бы он ехал на красный свет, плюс в дюпелину пьяный, плюс сбил человека — тогда, вероятно, коррупция [в связи с прекращением дела]. А тут даже параметры все объективные (имеется в виду, что женщина перебегала дорогу вне пешеходного перехода,прим. ред.), — сказал автоэксперт. — Перед законом все равны, независимо от социального и материального положения».

«Вообще, как думается: если было ДТП — значит, было нарушение, в любом случае умышленное или неумышленное, но было, постольку поскольку привело к смерти», — в то же время рассуждает казанский адвокат Николай Иванов. Он отмечает, что самое «распространенное и принимаемое обществом» основание для прекращения дела — это примирение с потерпевшим. «Это нормально, деньги заплатили, примирились — такое возможно», — пояснил адвокат. При этом он отмечает, что личность участника ДТП в данном случае «неординарная» и не исключено, что в данном случае также имел место один из вариантов примирения с потерпевшим — например, не оформленный официально, но компенсация родственникам выплачена.

Анастасия Гусева, Артем Кузнецов