Найти в Дзене
Не наседка

С этими рекомендациями ваш ребенок точно заговорит. Как я развивала речь малыша с рождения и добилась невероятных результатов?

Оглавление

С самого рождения мне поскорее хотелось наладить речевой контакт с дочкой, чтобы обмениваться с ней информацией вербально. Не скажу, что я изучала много информации по этой теме, хотя с некоторыми мнениями специалистов ознакомилась, однако в целом действовала интуитивно, опираясь на некоторые изученные данные. Я убеждена, что нужно готовить ребенка к запуску речи, ведь это очень сложный процесс, на который влияют масса факторов. На данный момент моему ребенку 2 года и 1 месяц, и она очень хорошо говорит, по сравнению со сверстниками и детьми постарше, даже знает наизусть сказки Корнея Чуковского и русские-народные сказки (сможет вам рассказать Колобок, Репку, Теремок), воспроизводит периодически фразы и слова на английском, знает и четко произносит очень много названий животных, включая таких экзотических, как кукабара, гекон, пеликан и т.д., поэтому я думаю, что имею право сказать, что добилась определенного успеха в этом аспекте воспитания. Спешу поделиться своим опытом и советами, надеюсь, что и ваши малыши заговорят своевременно благодаря этим советам!

Как можно подготовиться к развитию речи еще до рождения?

Многие специалисты отмечают, что еще в утробе матери ребенок слышит окружающие звуки, особенно отчетливо слышит голос матери, а классическая музыка способна развивать ребенка, который еще не родился. Я склонна в это верить.

-2

Если кратко, то во время беременности я выполняла следующие действия:

  • Много говорила, в том числе на английском и китайском языках, занимаясь со своими учениками, то есть ребенок слышал разноплановую речь еще сидя в животике.
  • Часто слушала музыку и пела. Голос мамы ребенок точно хорошо слышит и узнает, поэтому пение, на мой взгляд, должно положительно сказываться на малыше, ведь песня - это и мелодия, и ритм, и рифма, и слова, и голос.
  • Принимала много Омеги 3. Исследования доказывают, что Омега 3 крайне необходима во время беременности, ведь мозг по большей части состоит из жира, а качественных жирных кислот в нашем питании зачастую не хватает. Я выбирала именно качественные зарубежные препараты Омега 3, которые хорошо усваиваются. Мне кажется, этот фактор тоже дал свои плоды.

Развитие речи сразу после рождения (с рождения до 7-8 месяцев)

Главное, то я делала для развития речи с момента рождения - непрестанно говорила с ребенком. Я проговаривала каждое свое действие по отношению к дочке и не только, рассказывала про погоду или еще что-то.

-3

Кроме того, мне было важно развивать ее слух на предмет разных языков, так как я знала, что прослушивание речи и песен на иностранном языке положительно влияет на развитие мозга ребенка. Выполняя зарядку, я включала детские песни на английском языке (китайским решила пока ее не загружать), они очень нравились дочке.

Я также очень много сама пела дочке, в основном на русском языке. Именно живая речь и живой звук способствуют развитию нужных отделов мозга для запуска речи.

Очень важно правильно говорить с ребенком раннего возраста. Я соблюдала четкую артикуляцию, делала движения губ более отчетливыми. Некоторые специалисты даже рекомендуют наносить на губы красную помаду, чтобы ребенок видел КАК вы произносите звуки и слова.

Следующим важным моментом в нашей жизни стали детские книги. Их мы читали с 2-3 месяцев. Я делала акцент именно на стихотворениях.

-4

Во-первых, ребенку проще воспринимать стихотворную форму слога, в отличие от более монотонной прозы. Во-вторых в стихотворениях есть определенный ритм, чувство ритма важно и нужно развивать. В-третьих, стихи легче запоминаются, прочитывая один и тот же стих из раза в раз, ребенок запоминает концовки фраз и впоследствии может сам их проговаривать. Книги полезны еще и тем, что зачастую в них используются те слова, которые мы не часто употребляем в повседневной жизни, но они важны для увеличения словарного запаса.

Я читала, что на развитие речи также положительно влияет работа с пальцами и ладонями ребенка. Не скажу, что уделяла этому большое внимание. Да, я часто гладила тело ребенка, разминала пальчики, играла в сороку-белобоку, но не более того. Может этого и было достаточно...

Специалисты по речи также отмечают, что для речи важно развитие сенсорного опыта, простыми словами, очень хорошо, если у малыша есть возможность трогать разные поверхности: гладкие, холодные, шершавые, мягкие, твердые и так далее, это и без особых усилий делают все малыши, но думаю, что преуспеть в данном аспекте нам особенно помог самоприкорм.

-5

На мой взгляд, положительную роль в развитии речи сыграл также и самоприкорм (подробнее в этой статье). Во-первых, у ребенка при самоприкорме есть возможность трогать, мять, облизывать еду, а продукты обладают разными свойствами, по-разному выглядят (какие-то продукты твердые и холодные, какие-то мягкие, какие-то очень яркие, какие-то более спокойных оттенков), поэтому малыш получает очень большой сенсорный опыт, который не получают его сверстники, питающиеся только пюрешками. Во-вторых, при самоприкорме очень активно развиваются мышцы лица, которые в том числе нужны и для речи. В самоприкорме малыш уже с самого начала (6-7 месяцев) сам жует еду, а это развивает челюсти, скулы и многое другое. Даже стоматологи отмечают положительные аспекты данного вида прикорма в формировании прикуса.

В итоге, наградой за все мои старания стало то, что в 8 месяцев дочка уже знала первый стишок и проговаривала в нужных местах необходимые "первослова":

"Гуси-гуси (я)

Га-га-га (дочь)

Есть хотите (я)

Да-да-да (дочь)"

Последующее развитие речи (с 8 месяцев и далее)

Не скажу, что в дальнейшем я предпринимала какие-то особенные действия для развития речи, продолжала делать то, что уже хорошо вошло в привычку. Единственное, стали делать бОльший акцент на "первословах".

После 8-9 месяцев я заметила, что ребенок уже лучше произносит слоги, они становятся более разнообразными, соответственно я начала это развивать, вводить в обиход простые слова "на", "дай", "топ-топ", "куп-куп". Уделяли внимание звукам, которые говорят животные ("гав", "мяу", "му" и т.д.). Сейчас много карточек и книжек, где представлены эти первослова с соответствующими изображениями.

-6

На слова, которые постоянно присутствуют в нашей жизни делала особый акцент. Например, я ношу очки, поэтому дочка в 10 месяцев, показывая на них, говорила "тчи". Каждое утро я пью чай, я проговаривала это слово часто и четко, и также в 10 месяцев она уже говорила "ча".

Что я продолжала активно делать в этот период: все проговаривать, еще больше акцентировать внимание на произношении, много петь на русском и английском, много читать, особенно стихотворного слога, продолжали активно практиковать самоприкорм.

К году слого-слов набралось уже пару десятков, постепенно их количество очень сильно возросло, но я все хорошо понимала, многие даже удивлялись этому, но мне и правда было понятно, что ребенок хочет сказать.

-7

Помню, что в 1 год и 2 месяца дочка уже обожала такие сказки, как Мойдодыр и Тараканище и просила их читать по 10-15 раз в день (я абсолютно не преувеличиваю).

После 1 года и 3 месяцев слова-однослоги стали усложняться и постепенно стали походить на нормальные слова. Вот несколько примеров:

"да" (слово "банан" в 10 месяцев) - "дана" (1 год и 2 месяца) - "данан" (1 год и 4 месяцев) - "банан" (1,5 года)

"па" (слово "памперс" в 11 месяцев) - "пансэн" (1,5 года)

"бак" (слово "яблоко" в 1 год и 3 месяца) - "лябко" (1 год и 5 месяцев) - "ябако" (1 год и 11 месяцев)

"Тсю" ("Ксюша" в 1 год и 4 месяца) - "Сюня" ("Ксюня" в 1 год и 6 месяцев) - "Сюша" ("Ксюша" в 1 год и 9 месяцев) - "Ксюшенька" (самое частое)/Ксюша/Ксюня (в 1 год 10-11 месяцев)

Предложения появились примерно с 1 года и 9 месяцев, а может и чуть раньше. Сначала более простые, потом чуть сложнее, но уже предложения.

Спасибо за уделенное время! Пишите комментарии - пообщаемся!