Найти тему

Смерть праведника. Как умирал о. Серафим Роуз.

Иеромонах Серафим (Роуз). Фото из открытых источников
Иеромонах Серафим (Роуз). Фото из открытых источников

В наших молитвах мы просим мирной и непостыдной христианской кончины. Читая жития святых, мы видим, что обычно они так и уходят в мир иной, мирно и непостыдной, часто зная от Господа заранее свой смертный час.

Немного иначе это происходило с о. Серафимом (Роуз).

Об этом написано в книгах. (Берегите книги, особенно старые издания! В новых изданиях, а особенно в цифровых версиях, всё подчищено и изменено. Конечно же, в «самых благих» целях. Но у всех есть право на правду, какой бы неудобной она не казалась!)

А смерть о. Серафима, вернее его последние дни, действительно могут смущать благочестивых читателей. Об этом и говорил профессор Осипов. И А. Кураев. Но вот «откуда они это взяли», найти можно сейчас только в книгах, изданных до определённого периода.

Вот что там написано (из книги иеромонаха Дамаскина (Христенсена) "Не от мира сего" Приведенный отрывок на 827 стр., гл 103 Упокоение, 2010):

"Отца Серафима немедленно отвезли в операционную и удалили омертвевшую часть кишечника. Отец Герман один подошел к нему после операции и увидел ужасающую картину: отец Серафим, привязанный к кровати, с какой-то трубкой во рту, метался в невыносимой агонии, кляня самых близких ему во всём мире людей, говорил, что ненавидит всех, грозил отомстить, как только обретет свободу. Отец Герман был шокирован, услышав такие слова, исходящие из уст собрата, но взглянув в глаза отца Серафима, увидел, что они затянуты пеленой и ни на что не смотрят. Отец Серафим действительно не был в тот момент самим собой, находясь в состоянии бреда, вызванного болью и остаточным действием анестезии. Отец Герман тотчас же пошёл сказать врачу, что о. Серафим испытывает сильнейшую боль и попросил дать ему обезболивающее. Сказал он и о том, что о. Серафим говорит шокирующие вещи, но доктор посоветовал не обращать на это внимания, поскольку люди, выходящие из состояния анестезии, могут вести себя как лишенные рассудка."

"После первой операции врачи полагали, что о. Серафим выживет. Однако, последующие анализы показали: тромбы стали образовываться снова. Провели вторую операцию.
..........................
О. Герман и на этот раз пошел поговорить с собратом наедине. О. Серафим был теперь совсем не такой, как после первой операции: спокойный, в своём уме, но слабее. Он попытался говорить с о. Германом через кислородную маску, но от слабости не мог внятно произносить слова. О. Герману удалось понять только, что собрат пытается рассказать о явлении ему архиепископа Иоанна, и что это имеет отношение к будущему. Архиепископ Иоанн пришел утешить и успокоить своего ученика в страданиях, но открытые им тайны так и остануться известны лишь самому этому ученику."

Почему же это везде удаляют? Есть мнение:

«Готовится канонизация о.Серафима, и потому, зарубежники взяли курс, на "разведение" о.Германа и о.Серафима.Изданные Джорданвиллем "Письма о.Серафима" практически НЕ СОДЕРЖАТ упоминаний, об о.Германе....изданная, по макету "Русского паломника", кроме названия, переделанная книга "Жизнь и труды о.Серафима Роуза", Сретенским монастырем, выхолощена, там убраны, все острые углы, цензорской рукой, вымарана критика о.Серафимом епископских группировок РПЦз....вообще, книга-выхолощена, и то что сохранена обложка, и макет, говорит о том, что это очередная фаза "церковной политики".... Так что у кого если есть "Не от мира сего" 2005 года (кажется) издания, теперь, это редкость, тираж был 5 тыс экземпляров.» (Walentin Parfentjew)

Его собрат по Платинской пустыни игумен Герман (Подмошенский) вспоминал: «Боль его была неимоверна. Под влиянием болеутоляющих средств он был как в бреду, проклинал невыносимую боль. В страшной агонии рвал и метал, буквально проклиная всех и вся, шипел, что Бога нет, что всех ненавидит… Но в глазах его лучилась невиданная неземная любовь к сотаиннику. Находясь под противным его духу посторонним влиянием извне, духом он был волен – во взгляде запечатлелась душа» (Дамаскин (Христенсен), иером. Не от мира сего. Жизнь и учение иеромонаха Серафима (Роуза) Платинского. - М.: Русский Паломник, 1995. – С.931).

Да, это всё конечно не вписывается в классическое «житие» святого. И наркоз, болезнь, боль подобное «немирное, не непостыдное и откровенно НЕ христианское» поведение о. Серафима в его последние дни совершенно не объясняют. Мнение профессора Осипова я считаю здесь также неверным. Так, а что же тогда происходило?

Если проанализировать поведение о. Серафима, то ответ будет только один: это было одержание.

Да, возможно это звучим странно, но не для тех, кто знаком с демоническими проявлениями. Тут всё достаточно однозначно...О. Серафим был слаб телом, но боролся духом: «проклиная всех и вся, шипел, что Бога нет, что всех ненавидит… Но в глазах его лучилась невиданная неземная любовь...» И это одновременно!

Это кричал, что Бога нет, хулил, проклинал и буйствовал НЕ о. Серафим! Во время ослабление плоти, контроль над этим святым человеком перенял демон. И вся эта хула, проклятья и буйство - была его работа.

Один Бог знает, какую невидимую нам, духовную битву смог выстоять Серафим Роуз в свои последние дни и что ему это стоило. Но он вышел победителем! Из книги можно предположить, что его духовный отец, святой Иоанн Шанхайский, оказывал своему чаду поддержку во время этой духовной войны. О. Серафим почил в мире. Сатана был посрамлён!

Другой вопрос, почему это вообще произошло? За какой грех попустил это Господь. Здесь можно только предполагать. Но чем духовнее человек, чем больше ему дано, тем больше и спрос! За, казалось бы, одну греховную мысль или слово следует «наказание» божьего человека, и «наказание» по обычным человеческим меркам несоизмеримое!

Приведу несколько примеров.

Мотовилов, духовное чадо святого Серафима Саровского, только ПОДУМАЛ! Просто засомневался и подумал, но какие драматические последствия это имело!

«На одной из почтовых станций, по дороге из Курска, Мотовилову пришлось заночевать. Оставшись совершенно один в комнате для проезжающих, он достал из чемодана свои рукописи и стал их разбирать при тусклом свете одной свечи, еле освещавшей просторную комнату. Одною из первых ему попалась записка об исцелении одной бесноватой девицы из дворян, Еропкиной, у раки святителя Митрофана Воронежского.

"Я задумался, - пишет Мотовилов, - как это может случиться, что православная христианка, приобщающаяся пречистых и животворящих Тайн Господних, и вдруг одержима бесом, и притом такое продолжительное время, как тридцать с лишним лет. И подумал я: "
Вздор! Этого не может быть! Посмотрел бы я, как бы посмел в меня вселиться бес, раз я часто прибегаю к таинству святого причащения"; и в это самое мгновение, страшное, холодное, зловонное облако окружило его и стало входить в его судорожно стиснутые уста. Как ни бился несчастный Мотовилов, как ни старался защитить себя от льда и смрада, вползшего в него облака, оно вошло в него все, несмотря на его нечеловеческие усилия. Руки его были точно парализованы и не могли сотворить крестного знамения; застывшая от ужаса мысль не могла вспомнить спасительного имени Иисусова. Отвратительно ужасное совершилось! и для Николая Александровича наступил период тягчайших мучений.»

А что же такого страшного сделал Моисей, что Господь не позволил ему войти в землю обетованную? «И прогневали Бога у вод Меривы, и Моисей потерпел за них, ибо они огорчили дух его, и он погрешил устами своими» (Пс. 105:32-33).

Моисей «всего-то» немного не так САКАЗАЛ: «Разве нам из этой скалы извести для вас воду?»

Но Господь говорит: «...за то, что вы согрешили против Меня среди сынов Израилевых при водах Меривы в Кадесе, в пустыне Син, за то, что не явили святости Моей среди сынов Израилевых…». Т.е. в своем предложении Моисей как-бы присвоил чудо себе, в его словах отсутствует Бог! Но все же мы есть люди, ну оговорился человек, с кем не бывает. Поэтому и кажется некоторым, что «наказание» здесь несоизмеримо с проступком. Ведь как он любил Бога и служил Ему, а Господь являлся и говорил с Моисеем как с другом.

А вот именно поэтому и такой строгий суд! Конечно, Моисей был совершенно предан Богу и знал, что это чудо Господне, а не он сам как-то там изводит воду из скалы и хочет забрать всю Славу Божию себе! Моисей просто ошибочно не так ВЫРАЗИЛСЯ! И потом и понял и раскаялся, но: «….сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: "семени твоему дам ее"; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь. И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню».

Чем больше дано, тем больше и спрос!

Еще очень поучительный случай их жизни старца Иосифа. Старец очень сильно болел и страдал. И хотел уже скорее покинуть этот мир. Поэтому он запретил оказывать себе медицинскую помощь, говоря: «Если святые бессребреники пожелают, то пусть они меня исцелят. К врачу я обращаться не буду».

Это грех! Если мы не имеем прямого указания от Господа, что наше время пришло, наша обязанность - бороться со смертью. В том числе и обращаться к врачам, если есть такая возможность. Почему? Потому что в Писании СМЕРТЬ – это ВРАГ!

Мы не должны искушать Бога заявлениями: «Я сам ничего не буду делать, хоть и имею такую возможность. Так как на самом деле, я просто хочу умереть и не переносить больше все эти страдания! Это МОЯ воля! Это не воля Господа. Но если уж Господь захочет, чтобы я жил, то пусть Он и сотворит чудо и вылечит меня!».

За подобные мысли и выпало старцу Иосифу сильнейшее искушение в его последние месяцы жизни. Господь попустил ему брань НЕВЕРИЯ! И это старцу Боговидцу, сосуду Духа Святого! Действительно страшно, так как на кону стало всё дело его спасения и участь в вечности! Да так, что старец сам просил у Господа поправиться, чтобы победить искушение. И потом переслал так категорично оказываться от медицинской помощи.

Видите какие последствия может иметь, казалось бы, «маленькая слабость» святого человека? Для окружающих старец лежал в бреду, но в духовном мире он претерпевал жестокую брань с сатаной и его демонами.

В книге «Моя жизнь со Старцем Иосифом» Старец Ефрем Филофейский описал это так:

«— Старче, когда у тебя начался бред, и ты перестал нас узнавать, и был близок к кончине, что ты тогда чувствовал? О чем ты тогда думал?

— Я тебе скажу, дабы ты знал, что в это время происходит. Это будет тебе полезно. Знаешь, что мне сделал диавол? Знаешь, что он хотел со мной сделать?

— Что, Старче?

— Он засунул лом под фундамент и хотел перевернуть все строение моей веры. Все, что построили подвиг и благодать, он хотел опрокинуть. Он хотел убрать Бога из основания моей веры. И когда я увидел, что шатаются устои моей веры, я сказал себе: «Куда я иду? Куда меня ведут?» И когда я ему говорил о благодатных состояниях, он представлял их никчемными: «Вот это было по случайности, а это — чисто человеческое». Дескать, это со мной произошло из-за прелести, то — из-за разных обстоятельств, другое — из-за простого обмана чувств, телесных или душевных, и за всем этим ничего не стоит, кроме прелести, диавола, человеческого естества. То есть все, что было от благодати, все, что я познал из своего опыта, он все это мне объяснял и отбрасывал. И лишил меня всего. Я сказал: «Ого!» Поэтому и просил Бога выздороветь, чтобы отразить эту атаку. Бог соблаговолил — и я вернулся к жизни. Ты видишь, что хотел мне сделать враг!»

Поэтому в случае с о. Серафимом, высокодуховным человеком, грех, допустивший врага— это могло бы быть всё что угодно! Может быть «просто не то подумал» (поверил клевете на о. Германа) или еще что-то. Но этой, казалось бы, «малости» могло бы быть вполне достаточно, как мы видим из примеров выше!

Я не буду брать во внимание мнение А. Кураева о сексуальной ориентации о. Серафима и о. Германа. Если что и имело место быть, то это было ДО того, как Серафим Роуз посвятил свою жизнь Богу. А на счет о. Германа, то, что мы тут имеем?

Воспоминания об о. Серафиме (Роузе). Священник Алексий Янг (ныне - иеромонах Амвросий), Денвер, Колорадо:

«То, что незадолго до смерти о. Серафим проклял о. Германа Подмошенского, — правда. Примерно за полгода до смерти о. Серафима один платинский послушник сказал, что о. Герман приступал к нему и говорил такие вещи, которые нельзя повторить. Отец Серафим запретил этому послушнику оставаться с о. Германом наедине. Это сообщение чрезвычайно огорчило о. Серафима. У него и болезнь, вероятно, открылась из-за этой ужасной новости. Ведь это означало конец монастыря. Монастырь бы просто закрыли, если бы подобное известие дошло до архиерея.

В будущем, уже после смерти о. Серафима, подобных обвинений и свидетельских показаний на о. Германа накопилось у архиепископа Антония большое количество. Он рассказывал мне, что показал их о. Герману, но тот на Библии поклялся, что это неправда. Архиепископ Антоний ему поверил.»

Клевета - «кто-то что-то сказал», но это и есть самое типичное и, надо признаться, очень действенное оружие сатаны: оклеветать! И как видим, этой клевете многие поверили... Поэтому и читаем про злорадное заявление демона о. Герману (из уст о. Серафима в больнице): «Я с тобой покончил. Будь ты проклят!».

Не имея за собой греха, о. Герман сам и рассказал про эти несвойственные о. Серафиму слова священнику Алексию Янгу. А Янг использовал их потом в своих воспоминаниях, делая уже собственные выводы.

О. Герман, как и его духовный отец святой И.Шанхайский, никогда не оправдывались, будучи несправедливо судимы и озлословленны, смиренно неся свои кресты, оставляя всё на Суд Божий.

Как говорит Писание, по плодам узнаете их. Трудно переоценить плоды о. Серафима, он повлиял на судьбы миллионов людей! Особенно показательно, как относятся к его трудам такие иуды-оборотни как А. Мень и А Блюм. Вот что кратко заметил о иеромонахе Александр Мень: «Это единственный писатель, книги которого бы я сжег».

О. Серафим Роуз всем сердцем был предан Господу и православию! И Господь не оставил, проведя его через все тяжкие испытания, «держа за правую руку». Какой бы тяжёлой не была духовная борьба в его последние дни жизни в больнице, О. Серафим поборол злую демоническую волю, на время захватившую его (процитирую еще раз): «В страшной агонии рвал и метал, буквально проклиная всех и вся, шипел, что Бога нет, что всех ненавидит… Но в глазах его лучилась невиданная неземная любовь к сотаиннику. Находясь под противным его духу посторонним влиянием извне, духом он был волен – во взгляде запечатлелась душа» (Дамаскин (Христенсен), иером. Не от мира сего. Жизнь и учение иеромонаха Серафима (Роуза) Платинского. - М.: Русский Паломник, 1995. – С.931).

Смерть о. Серафима была смертью праведника, блаженным успением праведника! И это главное!

Воспоминания об о. Серафиме (Роузе). Священник Алексий Янг (ныне - иеромонах Амвросий), Денвер, Колорадо:

«Мы не думали, что он может умереть. Нам казалось, что он всегда будет с нами. Ведь ему было только 49 лет. Когда мне позвонили и сказали, что о. Серафим умирает, я не поверил. Но когда я приехал, он находился в реанимации. Он уже не мог говорить, поскольку в рот ему провели особые трубки. Его руки были разведены и привязаны к кровати, и в вены кистей рук входили иглы капельниц. Он не мог шевелиться и был словно распят на кресте.

......В те дни стояла ужасная жара. 46 градусов по Цельсию. Мы поставили гроб в церкви, где из-за свечей и большого количества народа было еще жарче. Но тело о. Серафима не подавало признаков тления. Оно оставалось мягким. Но особенно удивительным было лицо о. Серафима. Оно стало даже лучше, чем при жизни. В жизни у о. Серафима лицо было болезненного цвета, а после смерти оно приняло совершенно нормальный цвет, щеки слегка порозовели. А выражение лица было настолько спокойным и радостным, что в какой-то момент я подумал: "Он не умер". Это было настоящее чудо — его лицо, поэтому архиерей благословил не закрывать его, как это полагается...»

Праведный иеромонасе Серафиме, моли Господа Бога о нас грешных!