Став экономической сверхдержавой, Китай стал активно набирать и геополитический вес. Вряд ли Вашингтон, перебрасывая на территорию Поднебесной «вредные» производства, мог предположить, что китайские товарищи так умело воспользуются этим высокотехнологичным подарком судьбы.
Ещё в V веке до нашей эры Лао-цзы сформулировал достаточно известную в наши дни идею: «Надо долго сидеть на берегу и ждать, и тогда рано или поздно мимо проплывёт труп врага». Но за два с половиной тысячелетия геополитический аппетит китайцев сильно вырос, и может оказаться так, что одного проплывающего мимо вражеского трупа будет уже недостаточно. Вполне возможно, что во время своего недавнего визита в Европу Си Цзиньпин присматривался к потенциальным кандидатам: кому мимо суждено проплыть, а кому - сидеть рядом.
Германский канцлер Олаф Шольц заранее отказался от встречи и в Париж не поехал. По одной из версий - из-за разногласий с Эммануэлем Макроном. Но остаётся и вероятность того, что он просто не видел смысла в этой встрече, изначально понимая, что уговорить Си Цзиньпина приструнить свой автопром и сделать его менее рентабельным, отказавшись от российских энергоносителей, у него не выйдет. Сложно представить, что китайцы в приступе абстрактной справедливости разорвут сотрудничество с «Газпромом» и кинутся покупать американский газ по цене в четыре раза больше.
Впрочем, на встрече и без него было достаточно желающих продавить свою линию. Одна из них — амбициозная глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, по простоте душевной потребовавшая у Си Цзиньпина в добровольном порядке сократить китайский экспорт в Европу чёрной металлургии и электромобилей. Товарищ Си вежливо напомнил фюрерин Евросоюза, что Китай в ЕС не состоит и это не забота главы Еврокомиссии рассуждать об «избыточности китайских производственных мощностей». Ничего толком не добился и Макрон. Были подписаны восемнадцать соглашений, но так и не удалось договориться ни о расширении доступа европейских товаров на китайские рынки, ни убедить Китай прекратить сотрудничество с Россией.
Из числа проданных в 2023 году в Европе электроавтомобилей 19,5% были произведены в Китае. В 2024 году этот показатель может добраться до отметки в 25%. И никакие запретительные тарифы Пекину не помешают. Из Елисейского дворца Си Цзиньпин прямиком заглянул в Будапешт и подписал соглашения, согласно которым уже в ближайшие годы Венгрия станет выпускать по 200 тысяч китайских электромобилей в год. Китайцы вполне способны со временем не только захватить европейский рынок, но и при желании задушить местный автопром (в частности, немецкий). Аналогична ситуация и с запретительными американскими тарифами.
Когда США перебрасывали в Китай «вредные» производства, они и представить не могли, что Поднебесная так умело воспользуется положением и от неё в современном мире будет столь многое зависеть. Тот же недавний вояж китайского лидера в Европу, который, как теперь выясняется, был не только про экономику. В частности, речь о нанесённых Си Цзиньпином визитах в Венгрию и Сербию. Последняя стала первой страной Центральной и Восточной Европы, получившей статус стратегического партнёра Китая.
Судя по активности Китая в Восточной Европе, Пекин сегодня претендует на историческое место СССР в Европе и явно рассчитывает расколоть в своих интересах Евросоюз приблизительно по линии влияния бывшего Варшавского договора. К тому же, Китай демонстративно собирает под своё крыло европейских союзников для противостояния с США. И Сербия в данном случае - соратник лучше не сыскать. Хотя её президент сегодня и ведёт очень многовекторную политику.
На сегодняшний день Китай и Россия - партнёры, и ничего личного, причём ситуативные - пока Запад на пару причислил нас к врагам своей цивилизации. Сейчас сколько бы ни давили на Си Цзиньпина различные Байдены, Блинкены, Урсулы фон дер Ляйен, Макроны с Шольцами и прочие, Пекин остаётся верен своей позиции - ещё ни одного кривого слова в адрес Москвы сказано не было. В сфере экономики взаимоотношения несколько сложнее - там, где речь идёт о деньгах, нам не всегда отвечают беззаветной взаимностью.
Стоит ли расстраиваться по такому поводу или сильно удивляться? Достаточно установить интуитивно понятные отношения с партнёром - без ложных надежд, найти своё место на берегу, хоть на противоположном - как получится, и тоже поглядывать на реку...
Но нельзя исключать и того, что Владимир Путин сумет убедить китайских партнёров, что ожидать погоды у любой водной преграды - всё равно не вариант, что пора уже сделать выбор и полностью объединить усилия. Главное - с чего-то начать.
Больше информации по этой теме в материале Еженедельника "Звезда"
#геополитика #китай #сша #европа #история #ссср #экономика