Найти в Дзене

Лес – работа и вся жизнь

   Лес – работа и вся жизнь
Лес – работа и вся жизнь

«Вы на свою родину возвращайтесь, а я со своей не поеду», – ответил отцу Алексей Родионов. Было это после смерти Сталина, когда многих спецпереселенцев реабилитировали, и они с севера потянулись в родные края. Алексей родился в 1933 году в спецпоселке Черемухово Самаровского района, с 18 лет работал на лесозаготовках, и ему здесь нравилось.

В лесу раздавался топор дровосека
Общий стаж трудовой династии Родионовых в лесозаготовительной отрасли составляет 120 лет.
Изучила историю семьи и рассказывает о ней краевед, руководитель АНО «Малая родина» и прямой потомок – Алена Родионова:
– В начале 1930-х годов на территории Ханты-Мансийского национального округа были образованы лесозаготовительные сплавные конторы. Труд был ручной: использовали лучковые пилы и топоры, лес и пиломатериалы вывозили на лошадях. Мой прадед Родионов Михаил Гаврилович (1904–2000) с семьей был сослан на Север из Челябинской области в 1930 году. Вместе с другими спецпереселенцами строил посёлок Черемухово в 10 км от с. Цингалы. Работал в Цингалинском лесопункте Ханты-Мансийского леспромхоза. Во время Великой Отечественной войны по спецзаказу для нужд армии в округе велась заготовка кряжа для авиационной фанеры, лыж, прикладов ружей и пулеметов. Ханты-Мансийский леспромхоз трижды завоевывал первое место во Всесоюзном соревновании лесозаготовителей, а в 1945 году получил на вечное хранение Красное знамя Государственного комитета обороны. Более 40 % спецпродукции заготовил Цингалинский лесопункт. Михаил Родионов был в числе его передовиков.
– Отец был на брони, все время жил в лесу: выполняли госзаказ – тесали ружболванку. Не все выдерживали, шли в колхоз, их сразу забирали на фронт, – рассказывал дед нашей героини Алексей Михайлович. После войны Михаила Родионова вместе с семьей перевели на Бобровский лесоучасток.
– Когда семью сняли со спецучета, Михаил Гаврилович, проработав на лесозаготовках 27 лет, вернулся на свою родину. Звал с собой сына, но тот ответил: «Вы на свою родину возвращайтесь, а я со своей не поеду», – комментирует краевед.


Первый пожарный шофер
Дед Алены, Родионов Алексей Михайлович (1933–2011) родился в спецпосёлке Черемухово Самаровского района. Трудовую деятельность начал в 18 лет кочегаром Бобровского шпалозавода, работал раскряжевщиком, сучкорубом и вальщиком.
– В 1950-е годы на смену лошадям и волокушам в лес пришла техника. Дед был в числе первых, кто начал осваивать новые машины и механизмы. Прошел курсы крановщиков-машинистов в Ново-Ильинской школе мастеров сплава, отучился на шофера в Тюменской лесотехнической школе. Работал слесарем-механиком, крановщиком на погрузке барж, шофером на вывозке леса, – рассказывает семейный летописец. В 1965 году Бобровский лесоучасток был передан в Правдинскую нефтеразведочную экспедицию. Для строительства производственных, жилых и социальных объектов был нужен лес. Алексей Родионов неоднократно становился победителем социалистических соревнований. Когда на лесоучастке появилась пожарная машина, он стал первым пожарным шофером.
Проработав в лесозаготовительной отрасли 45 лет, он ушел на пенсию. Среди его наград почетные грамоты, медали «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири», «Ветеран труда СССР».



Бойкая девушка из Твери
Нина Петровна Виноградова (будущая жена Алексея Родионова) родилась в 1933 году в Тверской области. В 1952 году с отличием окончила Калашниковский планово-учетный техникум всесоюзного значения по специальности «бухгалтер». Из-за желания работать вместе с подругой, по распределению выбрала Ханты-Мансийскую сплавную контору, где было два места. Работала бухгалтером расчетного стола, была комсоргом. Проработала в отрасли до 1980 года. В ее трудовой книжке 29 записей о награждениях и поощрениях, в их числе «Почетный знак советского Фонда Мира», медаль «Ветеран труда СССР».
В марте 1953 года в Ханты-Мансийский леспромхоз поступил запрос: отправить на лесозаготовки бухгалтера «побойчее». Так, в 19 лет Нина стала старшим бухгалтером Бобровского сплав-участка.
Пришлось смелой девушке ехать на лошади за 200 километров в глухую тайгу. Вскоре этот путь стал привычным – каждый квартал Нина ездила «по веревочке» с отчетами в Ханты-Мансийск.
– Зима. Холодно. Лошадей-то меняют, а ты одна, – вспоминала тот период бабушка Алены. Нина Петровна проработала бухгалтером 27 лет. Она рассказывала, что с появлением рации ежедневно передавали сводку о выполненных работах. Сколько заготовили, выпустили шпалы, летом – сколько отгрузили, сплавили.
– На сплаве было очень много сезонных рабочих, которых при окончании работ нужно было сразу рассчитать. Сидели день и ночь, делали расчеты. Кроме деревянных счёт, никаких приборов не было. Под шпалу баржи приходили сразу за льдом. В три смены вручную грузили. И как только закончили грузить, поднимали меня даже среди ночи, нужно было сразу оформлять баржу, – рассказывала Нина Родионова. Городская красавица Нина вышла замуж за местного балагура и гармониста Алексея Родионова, у них родился сын Владимир, который продолжил династию лесозаготовителей.



Главный механик
Владимир Алексеевич Родионов (отец нашей рассказчицы) родился в поселке Бобровский в 1954 году. В 1975 году окончил Тюменский лесотехнический техникум по специальности «оборудование лесозаготовительных предприятий и лесного хозяйства». После техникума вернулся домой, вместе с отцом работал на вывозке леса в Бобровском лесоучастке.
Прошел путь от шофера лесовоза до главного механика. Общий стаж в лесозаготовительной отрасли – 20 лет. В трудовую книжку занесено 14 сведений о награждениях и поощрениях.
Еще отец Алены проникся ее исследовательской деятельностью и принимал участие в экспедиции по поиску ружболванок, которые тесал в годы Великой Отечественной войны его дед Михаил Гаврилович и другие спецпереселенцы. Кстати сказать, экспедиция прошла успешно, и несколько экземпляров заготовок для прикладов винтовок, добытых Родионовыми, стали экспонатами выставки в Музее Природы и Человека.
– Получается, что уже четвертое поколение нашей семьи считает своей родиной Ханты-Мансийский автономный округ, – говорит краевед Алена Родионова.

Читать в источнике