Признанный лидер национального изобразительного искусства Сибири, художник Геннадий Райшев сам о себе говаривал: «Я не рисую предметы, я изображаю движение».
Геша будет художником
Выставка «Весна священная» в галерее-мастерской художника открыла цикл мероприятий, посвященных 90-летию мастера.
– Геннадий Степанович – человек-загадка, и творчество его многогранно. Каждый посетитель увидит в картине что-то свое. Райшев неоднозначен, начиная с самого рождения. Он родился в деревне Сивохребт 1 ноября 1933 года, а в паспорте записано: 18 ноября 1934 года. Мы ориентируемся на официальную запись и празднуем 90-летие в этом году, – говорит заведующая галереей Мария Маслакова. На долю художника выпали тяжелые испытания. Расстрел репрессированного в 1937 году отца Степана Мироновича заставил мальчика в годы Великой
Отечественной войны бросить школу и заняться охотничьим промыслом. Это было трудное выживание семьи «врага народа» в колхозе, где все облагалось налогами. Кстати сказать, художник вобрал в себя русскую и хантыйскую кровь. Его мать Евгения Федоровна Конева была русская, а отец – обрусевший ханты. Степан играл на гармошке, рисовал и писал стихи. Талантливой сказительницей была бабушка по материнской линии Афанасея Михайловна, воспитавшая Геннадия и первая определившая: «Геша будет художником».
Духовное «крещение» Райшев получил в Сургутской школе-интернате, где учителем физики был Аркадий Степанович Знаменский – человек высокой духовности, неординарного мышления, энциклопедических знаний.
– Мы часто говорили с учителем о философии, изобразительности, музыке. Он хотел нащупать ту грань, где они соединяются, и понять, в чем их связь. Мог ли я подумать, что буду осуществлять намеченное им в своих работах? В изобразительном искусстве можно копировать то, что видишь, а можно перейти границы подражательности и стать композитором. Именно так! Потому что музыка и рисунок объединены ритмическим началом и подобны в этом реке, течение которой уже есть ритм. Сравнение с рекой не случайно: все зарождается от созерцания природы и размышлений над ее явлениями. Это моя философия, но базируется она на том, что когда-то я получил от Аркадия Степановича, – вспоминал при жизни художник.
Философия природы
Но прежде был путь, который проходят все художники, – от натурного рисунка и живописи к изучению разных художественных систем.
В 1959 году Геннадий Райшев окончил филологический факультет Ленинградского пединститута имени Герцена. Его соучениками были известные впоследствии писатели Юван Шесталов, Владимир Санги и Андрей Тарханов. Параллельно он посещал вечернее художественно-графическое отделение, а также студию графика Ефимова. Главной учебой художник называл собрания Русского музея и Эрмитажа, включая выставки новейшего искусства, которые впервые открывали тогда живопись импрессионистов, а также Сезанна, Матисса, Ван Гога, Гогена, Пикассо.
Райшев обретал свой художественный язык, обратившись к первоосновам бытия и искусства.
– Меня не удовлетворяет узнавание только для глаза, более интересует момент жизни не глазной, а внутренней – здесь образ концентрированный, емкий. Отбрасывая многое внешнее, найдешь малое, и в нем истину, – говорил Геннадий Степанович. Этот метод в равной степени близок как народному искусству, в основе которого синтезированные образы, так и современному искусству. На таком синтезе, соотнесенном с обращением к природе, формировалась художественная система Райшева.
Начиная с 1970–1980-х годов художник вводит географический и связанный с ним культурный ландшафт Севера Западной Сибири как цельное самобытное явление на «карту» российского изобразительного искусства. В создаваемом художником мире параллельно сосуществуют, нередко пересекаясь, разные временные измерения. Можно определить их как природно-мифологическое, историческое, время жизни человека и планетарное, космическое.
Читать в источнике
Человек-загадка
3 минуты
16 мая