Найти тему

Ваше право на товарный знак точно не нарушают?

Оглавление

Если под вашим товарным знаком работают конкуренты, значит вы теряете деньги. Уверены, что этого не происходит прямо сейчас? Расскажем, что является нарушением и какая ответственность за это предусмотрена по закону.

Что считается нарушением прав на товарный знак

Раньше рынки физически делились по территориям: предприниматели работали в разных городах и друг другу не мешали. Сегодня все иначе: интернет и особенно маркетплейсы эти границы убрали. Предприниматели, не знающие друг о друге, внезапно обнаруживают свои товары на соседних вкладках в браузере. Их покупатели — тоже.

Бывает, что нарушителей находят случайно. Сейчас это чаще всего случается в интернете. Бывает, что поиск по названию вашего товарного знака выдает не только вашу рекламу, но и конкурентов. То есть, они использовали ваше название как ключевое слово в настройке своих компаний и тексте рекламных объявлений. Получается, человек хочет найти вас и вашу продукцию, а попадает к конкурентам. Так тоже нельзя — это недобросовестная конкуренция.

В каких случаях будет установлено нарушение права на товарный знак? Если есть использование сходного обозначения для однородных товаров и услуг.

Сходство обозначения

Если ваш товарный знак и обозначение другой компании тождественны, все понятно. Сложнее, когда обозначения немного различаются, но все равно очень похожи.

Допустим, вы зарегистрировали товарный знак «Вектор» на услуги автошкол. Обычно предполагается, что если у вас знак «Вектор», а у другой компании на вывеске «Автошкола Vektor46», то это не проблема. Это не так. Патентные поверенные называют это «сходством до степени смешения».

Как показывает практика, в России права чаще всего не соблюдаются следующим образом:

  • меняют регистр букв: Вектор — ВЕКТОР;
  • пишут транслитом: Вектор — Vektor;
  • добавляют пару букв: Вектор — Вектор-М;
  • добавляют неохраняемые элементы вроде «плюс» или «центр»: Вектор — Вектор-центр;
  • добавляют указание на деятельность: Вектор — Вектор-Авто.

Все примеры выше хоть и отличаются от исходной регистрации, но считаются сходными с ней. Смело обращайтесь в суд и требуйте компенсацию — при условии, что товары и услуги однородны.

-2

Однородность товаров и услуг

Если кто-то под похожим названием продает фрукты, а у вас товарный знак на услуги языковой школы, то все в порядке. Компании, которые занимаются разным бизнесом и не конкурируют между собой, могут использовать даже одинаковые названия.

Перечень, в отношении которого охраняется товарный знак, указан в свидетельстве. Перечень можно найти по номеру свидетельства в реестре товарных знаков на сайте ФИПС.

Достаточно, чтобы продукция была однородной: обувь и головные уборы, сумки и кошельки, кафе и доставка еды.

Важный нюанс: компании действительно могут использовать одинаковые названия, если занимаются разным бизнесом. Но копировать логотипы, картинки, нельзя ни в коем случае. Логотип-картинка это объект авторского права — произведение. Если парикмахерская скопирует зарегистрированный логотип ресторана, то она хоть и не нарушит право кафе на товарный знак, она нарушит исключительное право на произведение. Санкции будут почти те же.

Получение прибыли

Если названия сходны, а продукция однородна, остается выяснить, что из себя представляет компания-конкурент, и получает ли он какую-то коммерческую выгоду.

Знак считается использованным, если его применили для индивидуализации товаров и услуг: напечатали на вывеске или бирке, указали на сайте, в рекламе или еще как-то применили в коммерции.

Использовать название из товарного знака вне коммерческого поля можно. Сшить футболку с названием «FIFA» и носить ее можно. А вот продавать без разрешения правообладателя уже нельзя. Незнание не исключает ответственности.
-3

Виды ответственности за использование чужого товарного знака

  • Гражданско-правовая ответственность — выплата компенсации. К примеру, предприниматель взял чужое название: зарегистрировал домен, заказал брендинг и рекламные вывески, начал использовать обозначение без разрешения правообладателя. Это нарушение исключительного права, за это предусмотрена выплата компенсации правообладателю от 10 000 до 5 000 000 ₽. Может, даже больше: двукратный размер от стоимости контрафактного товара или стоимости права. Например, если компания продает франшизу за 3 млн рублей, а кто-то использует название без спроса, компенсация может быть 6 млн рублей.
  • Административная ответственность. Если владелец товарного знака подаст жалобу в ФАС, нарушителя может ждать административная ответственность — штраф за нарушение антимонопольного законодательства. Такое бывает, если чужое название используется в рекламе. ФАС может оштрафовать компанию на сумму от 2 000 до 500 000 ₽.
  • Уголовная ответственность — лишение свободы. Если сумма ущерба крупная, это может стать уголовным преступлением. На нарушителя могут подать заявление в полицию, которая запустит проверку. Если подтвердится крупный ущерб, нарушителю грозит до пяти лет принудительных работ или до шести лет лишения свободы.
Кстати, все это актуально даже если нарушитель не знал о чужой регистрации и взял название случайно. Кроме штрафов и ответственности по закону, он понесет и дополнительные расходы на ребрендинг.

Что делать и как правильно призвать нарушителя к ответственности? Об этом мы расскажем в следующей статье:

  • Как собрать доказательства?
  • Как общаться с нарушителем?
  • Кому доверить досудебную работу?

Читайте на следующей неделе!

Не хотите тратить время и разбираться самостоятельно, как регистрировать товарный знак или защитить свои права? Звоните 8 (800) 775-44-92!

Понравилась статья? Ставь «Нравится» и подписывайся на наш канал.

-4

БАШУК / ЧИЧКАНОВ — ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА