Если под вашим товарным знаком работают конкуренты, значит вы теряете деньги. Уверены, что этого не происходит прямо сейчас? Расскажем, что является нарушением и какая ответственность за это предусмотрена по закону.
Что считается нарушением прав на товарный знак
Раньше рынки физически делились по территориям: предприниматели работали в разных городах и друг другу не мешали. Сегодня все иначе: интернет и особенно маркетплейсы эти границы убрали. Предприниматели, не знающие друг о друге, внезапно обнаруживают свои товары на соседних вкладках в браузере. Их покупатели — тоже.
Бывает, что нарушителей находят случайно. Сейчас это чаще всего случается в интернете. Бывает, что поиск по названию вашего товарного знака выдает не только вашу рекламу, но и конкурентов. То есть, они использовали ваше название как ключевое слово в настройке своих компаний и тексте рекламных объявлений. Получается, человек хочет найти вас и вашу продукцию, а попадает к конкурентам. Так тоже нельзя — это недобросовестная конкуренция.
В каких случаях будет установлено нарушение права на товарный знак? Если есть использование сходного обозначения для однородных товаров и услуг.
Сходство обозначения
Если ваш товарный знак и обозначение другой компании тождественны, все понятно. Сложнее, когда обозначения немного различаются, но все равно очень похожи.
Допустим, вы зарегистрировали товарный знак «Вектор» на услуги автошкол. Обычно предполагается, что если у вас знак «Вектор», а у другой компании на вывеске «Автошкола Vektor46», то это не проблема. Это не так. Патентные поверенные называют это «сходством до степени смешения».
Как показывает практика, в России права чаще всего не соблюдаются следующим образом:
- меняют регистр букв: Вектор — ВЕКТОР;
- пишут транслитом: Вектор — Vektor;
- добавляют пару букв: Вектор — Вектор-М;
- добавляют неохраняемые элементы вроде «плюс» или «центр»: Вектор — Вектор-центр;
- добавляют указание на деятельность: Вектор — Вектор-Авто.
Все примеры выше хоть и отличаются от исходной регистрации, но считаются сходными с ней. Смело обращайтесь в суд и требуйте компенсацию — при условии, что товары и услуги однородны.
Однородность товаров и услуг
Если кто-то под похожим названием продает фрукты, а у вас товарный знак на услуги языковой школы, то все в порядке. Компании, которые занимаются разным бизнесом и не конкурируют между собой, могут использовать даже одинаковые названия.
Перечень, в отношении которого охраняется товарный знак, указан в свидетельстве. Перечень можно найти по номеру свидетельства в реестре товарных знаков на сайте ФИПС.
Достаточно, чтобы продукция была однородной: обувь и головные уборы, сумки и кошельки, кафе и доставка еды.
Важный нюанс: компании действительно могут использовать одинаковые названия, если занимаются разным бизнесом. Но копировать логотипы, картинки, нельзя ни в коем случае. Логотип-картинка это объект авторского права — произведение. Если парикмахерская скопирует зарегистрированный логотип ресторана, то она хоть и не нарушит право кафе на товарный знак, она нарушит исключительное право на произведение. Санкции будут почти те же.
Получение прибыли
Если названия сходны, а продукция однородна, остается выяснить, что из себя представляет компания-конкурент, и получает ли он какую-то коммерческую выгоду.
Знак считается использованным, если его применили для индивидуализации товаров и услуг: напечатали на вывеске или бирке, указали на сайте, в рекламе или еще как-то применили в коммерции.
Использовать название из товарного знака вне коммерческого поля можно. Сшить футболку с названием «FIFA» и носить ее можно. А вот продавать без разрешения правообладателя уже нельзя. Незнание не исключает ответственности.
Виды ответственности за использование чужого товарного знака
- Гражданско-правовая ответственность — выплата компенсации. К примеру, предприниматель взял чужое название: зарегистрировал домен, заказал брендинг и рекламные вывески, начал использовать обозначение без разрешения правообладателя. Это нарушение исключительного права, за это предусмотрена выплата компенсации правообладателю от 10 000 до 5 000 000 ₽. Может, даже больше: двукратный размер от стоимости контрафактного товара или стоимости права. Например, если компания продает франшизу за 3 млн рублей, а кто-то использует название без спроса, компенсация может быть 6 млн рублей.
- Административная ответственность. Если владелец товарного знака подаст жалобу в ФАС, нарушителя может ждать административная ответственность — штраф за нарушение антимонопольного законодательства. Такое бывает, если чужое название используется в рекламе. ФАС может оштрафовать компанию на сумму от 2 000 до 500 000 ₽.
- Уголовная ответственность — лишение свободы. Если сумма ущерба крупная, это может стать уголовным преступлением. На нарушителя могут подать заявление в полицию, которая запустит проверку. Если подтвердится крупный ущерб, нарушителю грозит до пяти лет принудительных работ или до шести лет лишения свободы.
Кстати, все это актуально даже если нарушитель не знал о чужой регистрации и взял название случайно. Кроме штрафов и ответственности по закону, он понесет и дополнительные расходы на ребрендинг.
Что делать и как правильно призвать нарушителя к ответственности? Об этом мы расскажем в следующей статье:
- Как собрать доказательства?
- Как общаться с нарушителем?
- Кому доверить досудебную работу?
Читайте на следующей неделе!
Не хотите тратить время и разбираться самостоятельно, как регистрировать товарный знак или защитить свои права? Звоните 8 (800) 775-44-92!
Понравилась статья? Ставь «Нравится» и подписывайся на наш канал.
БАШУК / ЧИЧКАНОВ — ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА