В Саранпауле Березовского района детсадовцы сами придумывают игры, снимают мультфильм, иллюстрируют загадки и ставят сказки в теневом театре. И все это – по мотивам фольклора северных народов.
Любишь играть – люби и сочинять
В детском саду «Олененок» дети погружены в творчество. Здесь они рисуют, лепят из пластилина и учатся создавать игры. К слову, пока воспитатели не рассказали, что игры можно придумывать самим, они об этом даже не догадывались. Оказалось, что все детские увлечения можно превратить в игру. Так и сделал юный Егор. Он любит все, что связано с кораблями, и, когда вырастет, хочет стать капитаном. Поэтому главные герои в его играх – авианосцы, айсберги и подводные лодки.
– Дома он придумал уже три игры. Одна – по принципу морского боя, вторая «завязана» на карточках на морскую тематику, где нужно найти парные изображения. Третья его задумка похожа на квест. Во все эти игры он вовлекает родителей, – рассказала заведующая детским садом «Олененок» Юлия Артеева. Пока что дети создают игры на основе любых своих желаний, но вскоре они попробуют в них привнести этнокомпонент. Началось все с бесед с воспитателями, которые говорили о том, какие бывают игры и как они создаются – словом, готовили их к творческой активности.
Чтобы создать этноигру северных народов, нужно сначала погрузиться в культуру. Поэтому детский сад сначала закупил традиционные деревянные игрушки и головоломки народов Севера. Детям очень понравилось в них играть и соревноваться.
– Главная деталь игр – палочки. С ними по-разному можно играть. Например, на ловкость – подкидывать их и ловить тыльной стороной ладони. Чтобы проверить внимательность, палочки выстраивают в форме чума, а игрокам нужно аккуратно доставать по одной палочке так, чтобы чум не развалился. Игры развивают усидчивость и даже инженерный взгляд, стратегическое мышление: дети думают, как вытащить палочку, чтобы конструкция не упала. Ребята ходят и рассматривают фигуру со всех сторон, чтобы понять, какая деталь «держит» конструкцию. Народные игры способны не только развивать наших маленьких творцов, но и прививать любовь к малой родине, – уверена Юлия Артеева. К проекту привлекали родителей – носителей народной культуры. Сегодня их остается все меньше, поэтому авторы инициативы уделили большое внимание общению детей со знатоками традиций. Мамы, папы, бабушки и дедушки приходили в детский сад и проводили мастер-классы.
– Скоро мы начнем создавать уникальные игры о жизни северных народов, традициях и культуре народов села Саранпауль, у нас преобладают манси и коми, – отметила заведующая садом. – Лучшие идеи мы вместе с детьми доработаем и создадим партию игр по замыслу наших воспитанников. К этой работе привлечем для консультации краеведов и работников музеев. Создание игр – это только одно из направлений проекта «Детский сад – территория традиций». Инициативу воспитателей из Саранпауля поддержал Фонд Тимченко. Проект победил в грантовом конкурсе «Среда возможностей», направленном на поддержку инициатив для детей и подростков на малых территориях. «Олененок» получил около полумиллиона рублей на реализацию задумки.
– Про конкурс «Среда возможностей» мы узнали поздно – за неделю до окончания приема заявок. И решили поучаствовать. С коллегами в формате мозгового штурма очень быстро придумали этот проект. Мы рады, что узнали об этом конкурсе и получили грантовую поддержку. Она позволит изготовить теневой театр, издать игру и пособие по загадкам, мы купили оборудование для создания мультфильмов. Результатом станет то, что дети увидят придуманную ими игру вживую, смогут в нее поиграть с одногруппниками. Это будет развивающая игра, возможно, настольная, – пояснила Юлия Артеева.
Триптих одной загадки
Еще одно интересное направление проекта – иллюстрации к загадкам северных народов.
– Эти загадки очень необычные. Они не столько на логику, как те, к которым мы привыкли. У них скрытый глубокий смысл. Их очень сложно отгадывать, потому что они никогда не говорят напрямую о чем-то. Они описывают особенности предметов так, как раньше воспринимали их люди природы – чувствами и инстинктами. Вы никогда не увидите прямой ответ, все завуалировано. Важно понимать специфику наших загадок, – рассказала заведующая детским садом. Иллюстрации получаются очень интересные. Задумка в том, что одну загадку дети изображают в трех вариациях. Первый рисунок – когда воспитатель только прочитал загадку – все, что пришло в голову. Второй – в процессе отгадывания и рассуждения с воспитателем – как ребенок видит отгадку. И третью картину малыши создают, когда услышали правильный ответ. По сути, получается триптих – так художники называют произведение искусства, состоящее из трех частей: барельефов, картин, икон, объединенных общей идеей, которые размещаются рядом.
Даже взрослым порой сложно отгадать эти загадки, только подумайте, какие разные рисунки получаются у детей – великих фантазеров. В процессе рассуждения, на пути к ответу рисунки сильно меняются. По итогам разработки этого блока получится пособие-помощник по отгадыванию загадок северных народов. А позже в детском саду попробуют провести такие занятия, на которых ребята сами попытаются сочинить загадки.
Приключения колючего
Благодаря проекту в детском саду создали мультимедийное пространство. Сейчас здесь в разгаре творческий процесс. Этот блок оказался самым увлекательным и популярным. Для этого дела в «Олененок» закупили ноутбук и специальную программу для монтажа. Воспитатели сначала провели беседу, поговорили о любимых мультфильмах, о героях, выяснили, кто такие продюсер, сценарист, режиссер-мультипликатор, аниматор, художник, оператор, актер, композитор. А после приступили к написанию сюжета, изготовлению персонажей и реквизита из пластилина, а лепка, к слову, очень полезна и развивает мелкую моторику рук. Вскоре ребята сами будут озвучивать героев.
– Мы с детьми создаем мультфильм своими руками. Когда думали над сюжетом, выбирали тему, было очень много интересных идей, дети фантазировали, придумывали своих героев. Мы решили посвятить мультфильм социальной теме – особенным людям в обществе. Рассказали детям, как нужно вести себя с такими детьми: нужно быть сдержанными, толерантными, помогать им. Мы даже проводили небольшие игры, в которых работали только одной рукой и передвигались на одной ноге, с закрытыми глазами – дети поняли, что очень тяжело, когда у человека не работает какой-то орган, – отметила руководитель мультимедийного пространства Надежда Ерошевич. Главный герой мультфильма – Ежик. Сюжет таков: когда колючий Ежик пытается присоединиться к игре, подойти поближе к другим животным, он неловок. В результате то лопнет мяч, то он уколет соседа. Поэтому дети боятся с ним играть и близко подходить. Из-за этого Ежик очень страдает.
– В конце концов животные собрались вместе и сделали большую коробку – сюрприз для Ежика. Когда Ежик начал ее раскрывать, увидел, что в ней нет сладостей и игрушек, а просто трубочки, он расстроился, но животные подошли к нему и стали надевать эти трубочки на его иголочки, и он понял, что они сделали ему подарок – своеобразную защиту. Тогда они все обнялись, и он больше никого не колол. Дети стали с ним играть. Он остался особенным, но все с ним подружились, – пояснила Надежда Ерошевич. Ребята настолько увлеклись этим занятием, что многие теперь дома продолжают лепить героев, просят у родителей телефон, чтобы заснять свой мультфильм. Им очень понравился принцип мультипликации, они даже уже создали свои небольшие мультики.
Вот такие совершенно разные, но любопытные творческие занятия открывают для себя воспитанники детского сада в небольшом поселке Саранпауль. А что из этого выйдет – узнаем совсем скоро.
Интересный факт
Еще одно направление проекта – теневой театр. Дети и воспитатели поставят спектакли по двум сказкам северных народов, а в качестве бонуса – избавят детей от страха темноты. Многие ребята боятся оставаться в темной комнате, а работа в теневом театре – это коррекция ночных страхов у ребят. Малыши по-другому начинают воспринимать мир темноты.
Читать в источнике