Существует множество теорий и, соответственно, практик воспитания детей. Зачастую они строго противоречат друг другу, предлагая прямо противоположные вещи и действия. Более того, даже знание правильной теории вовсе не означает, что она будет исполняться на практике.
Да и не существует в этом мире абсолютно «правильной» теории по данному вопросу, ибо все дети разные, а значит и методы воспитания должны быть разными.
Я знаю много семей, где молодая мать, даже если она была врачом или педагогом, пыталась воспитывать первого ребёнка по каким-то полубезумным западным теориям, типа Бенджамина Спока (американского педиатра, автора книги «Ребёнок и уход за ним», изданной в 1946 году и ставшей одним из крупнейших бестселлеров в истории США и очень популярной в СССР в своё время). Результат – куча бессмысленно потраченных нервов и разочарование в своём ребёнке. Но как можно пытаться воспитывать русского ребёнка по американским лекалам? Со следующими детьми такие матери ведут себя, как правило, по-другому. Хотя есть исключения.
На мой взгляд, правильная технология воспитания ребёнка может быть вкратце описана следующими основополагающими принципами. Справедливости ради скажу, что многие из них (пункты 2 – 11 из приведённых ниже в чуть усовершенствованном мною виде) сформулировал Януш Корчак (настоящее имя Эрш Хенрик Гольдшмидт, 1878 - 1942, концлагерь Треблинка) – известный польский педагог, врач и писатель.
ИТАК, ПРАВИЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ:
- Своего ребёнка надо любить. Без любви не получится ничего.
- Не следует ждать, что твой ребёнок будет таким же, как и ты, или таким, как ты хочешь. Задача – помочь ему стать не тобой, а собой. Человеком со стержнем, душой, умом и гуманными жизненными целями. Это, кстати, строго противоречит, например, британцам, где есть известная поговорка: «Хорошо воспитанный британец – это лицемер».
- Не следует требовать от ребёнка платы за всё, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности и жизни.
- Не вымещайте на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, что посеешь, то и взойдёт.
- Не относитесь к проблемам ребёнка свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будьте уверены – ему она не менее тяжела, чем вам. А, может быть, и больше, потому что у него нет опыта.
- Не унижайте ребёнка.
- Не забывайте, что самые важные встречи человека – это его встречи со своими детьми. Обращайте на них больше внимания, ведь мы никогда не можем знать – кого мы встречаем в ребёнке.
- Не мучайте себя, если не можете сделать что-то для своего ребёнка. Просто помните: для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё возможное.
- Ребёнок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови твоей. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нём творческого огня. Это раскрепощённая любовь отца и матери, у которых будет расти не «наш», «свой» ребёнок, но душа, личность, данная на хранение.
- Следует если не любить, то хотя бы уважать и чужого ребёнка. Никогда не делайте чужому то, чего не хотели бы, чтобы делали твоему.
- Любите своего ребёнка любым: талантливым, неталантливым, удачливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребёнок – это праздник, который пока с тобой.
- Надо понимать и принимать как данность, аксиому, что большинство мальчиков – юношей проходят в своём естественном развитии четыре этапа: папа – Бог; папа – супер; папа – дурак, ничего не понимает; как же папа был прав. Некоторые проскакивают этап три, переходя сразу к четвёртому, но это редкость. Как правило, третий этап переходит в четвёртый лет в 25 – 30, у всех по-разному.