Речь идет о поставках для Дальнего Востока
ОАО «РЖД» хочет оптимизировать маршруты поставок грузов ТЭКа для Дальнего Востока, сообщает «Коммерсантъ» ссылаясь на письмо замглавы монополии Алексея Шило замминистру транспорта Валентину Иванову. С января по март внутрироссийские перевозки нефтяных грузов на Восточный полигон из более западных регионов выросли на 27% год к году, до 2,3 млн тонн.
История вопроса:
– Несмотря на высокую востребованность нефтепродуктов на Дальнем Востоке, свыше 40% продукции, производимой на НПЗ Восточного полигона, отгружается на экспорт, – написано в обращении.
В январе-марте НПЗ Восточного полигона экспортировали 2 млн тонн продукции, включая 900 тыс. тонн моторных топлив. Из общего объема, по данным монополии, по 900 тыс. тонн экспортировали РН-Комсомольский НПЗ и Ангарская НХК, входящие в «Роснефть». С НПЗ Восточного полигона около 900 тыс. тонн нефтепродуктов отправлено в западном направлении, из которых более 50% – в порты Азово-Черноморского бассейна. Дальность таких перевозок достигает 4,8 тыс. км.
За I квартал поставки угля на электростанции «РусГидро» из Кузбасса выросли на 47%, из Красноярского края – на 21%, из Хакасии – на 5% год к году. Суммарно из этих регионов в I квартале завезен 1 млн тонн угля, что на 25% больше, чем годом ранее. Дальневосточные угледобывающие компании, отмечает в письме «РЖД», преимущественно экспортируют продукцию.
Для решения проблемы госмонополист предлагает внести в ФЗ о закупках изменения, стимулирующие электростанции и котельные приобретать уголь у поставщиков Дальнего Востока, расширить перечень компаний, имеющих обязательства по реализации угля на бирже, и поставить экспорт угля компаниями Дальнего Востока в зависимость от поставок на внутренний рынок по аналогии с правилами, действующими для Кузбасса.
У предприятий этого региона часть квоты на перевозку угля на экспорт по Восточному полигону напрямую зависит от объемов поставки по альтернативным направлениям. Обязательства по реализации угля на бирже сейчас есть лишь у поставщиков, признанных доминирующими на российском рынке.
Монополия предлагает ограничить перечень экспортеров нефтепродуктов на Восток «по критерию наличия у компаний собственных перерабатывающих мощностей». Видимо, речь идет об исключении компаний, которые формально закупают у НПЗ топливо для поставки на внутренний рынок, но фактически поставляют его на экспорт.
Напомним, ситуация с сокращением, а потом остановкой погрузки угля в адрес терминала ОТЭКО в Тамани из-за высоких тарифов побудила ОАО «РЖД» вновь поднять вопрос о введении на железных дорогах договоров ship-or-pay или «вези или плати». LR