Найти тему
Ля Фам шуршит

Чистый шейм XIX века

Эпиграмма была чистым шеймом, который никогда не скатывался до уровня хейта или троллинга.

Образно эпиграмма - это изящный танец фехтовальщика, а не подавление массой борца сумо.
Образно эпиграмма - это изящный танец фехтовальщика, а не подавление массой борца сумо.

Окогчëнная летунья, эпиграмма-хохотунья... Наши предшественники умели обернуть разящее жало сарказма и едкой насмешки в столь изящную словесную этикетку, что адресат уже не мог прикрыться праведным гневом, переключившись со смысла сказанного на оскорбительную манеру собеседника: да как Вы смеете, сударь, меня поносить! Вы тайный завистник и низкий человек. Жду Вас завтра с моим секундантом на рассвете в соседней роще...

Эпиграмма 19 века - это искусство насмешки. Автор эпиграммы подобен артистичному фехтовальщику: танцуя, он приближался к своему противнику, делал пару финтов - и посрамлëнный соперник под всеобщий хохот бежит с ристалища, придерживая чувствительно уколотый зад. Публика аплодирует победителю и восхищается его изящными выпадами, моментальной реакцией, артистизмом и гуманностью.

Автор эпиграммы стремился отрезвить своего адресата, а не убить.

Редкий мой современник обладает сегодня искусством интеллигентной насмешки. Мы нетерпимы к чужим ошибкам, стремимся рьяно отстаивать своё мнение, не выбирая средства, нам ничего не стоит после вежливого обмена полярными мнениями, исчерпав аргументы, перейти на ты и якобы сочувственно посоветовать собеседнику лечить голову... Спусковой механизм срабатывает - и на смену двум вроде бы как воспитанным людям являются два хама, поливающих друг друга отборными словесными нечистотами. Какие там фехтовальщики! Это на полном ходу сшибаются борцы сумо!

Напрочь уже забыта тема спора. Ощущая полную безнаказанность своей анонимности, сцепившиеся языками спорщики навешивают друг другу диагнозы, приписывают извращения всех мастей, прохаживаются по родственникам до седьмого колена. Стилистику же этих высказываний возьмётся анализировать только лингвист, напрочь лишённый обоняния. Публика, наблюдая эту словесную бойню, не аплодирует искусству спора, а брезгливо морщит нос и стремится дистанциироваться с ристалища, редкие смельчаки взывают к благоразумию: люди, хватит, опомнитесь уже! Вы же люди?

Вместо остроумного спора налицо всем явлен откровенный хейт или буллинг, иногда односторонний, а чаще взаимный. И количество отдельных индивидов, позволяющих себе эту хамскую манеру общения в публичном пространстве, из года в год растёт в геометрической прогрессии.

Мне могут возразить: так ведь эпиграмма, которой так восхищается автор, преследовала ту же самую цель - задеть за живое, высмеять и даже унизить соперника. Люди сегодня делают то же самое, просто не расшаркиваются друг перед другом, а из цели экономии времени сразу режут правду-матку. Разве не так?

Так, да не так. Дело в том, что, выражаясь современным языком, эпиграмма была чистым шеймом, который никогда не скатывался до уровня хейта или троллинга.

В рамках шейма наши современники зачастую удерживаются не более двух фраз, если речь идёт о диалоге по спорному вопросу в интернет-пространстве. Осуждая же пороки известных личностей, горе-сатирики сразу не церемонятся, обрушиваясь на безответого оппонента с такой отборной площадной бранью, что те, кого мы должны были бы осуждать, начинают вызывать сочувствие и желание защитить.

По-настоящему остроумный и - подчеркну - интеллигентный человек не может не восхититься словесным искусством эпиграммы. Они идеальны: колкие, но никогда не выходящие за рамки воспитанности! Поэтому высмеиваемое в эпиграмме лицо вызывало у читателя именно осуждение, чего еë автор и добивался.

Эпиграмма воспитывала и отрезвляла, если не адресата, то общество. Хейт же и троллинг исключительно разлагают всех участников процесса: унижают, размывают границы допустимого, опошляют общество и повышают в нëм уровень агрессии.

Специально для своих читателей я подобрала несколько шедевральных эпиграмм. Их авторство иногда весьма условное, приписываемое, что никак не принижает их достоинства.

Е. А. Баратынский:

Окогчённая летунья,

Эпиграмма-хохотунья,

Эпиграмма-егоза

Трётся, вьётся средь народа

И завидит лишь урода —

Разом вцепится в глаза.

А. С. Пушкин:

1. Хоть глуповат подчас Дамон,

Люблю я милого собрата;

Не виноват пред светом он, —

Пред ним природа виновата!

2. ЭПИГРАММА

(ПОДРАЖАНИЕ ФРАНЦУЗСКОМУ)

Супругою твоей я так пленился,

Что если б три в удел достались мне,

Подобные во всем твоей жене,

То даром двух я б отдал сатане,

Чтоб третью лишь принять он согласился.

Д. Н. Ленский

Она - жена, каких не много.

А он - пример мужей:

Она - проезжая дорога.

А он - кабак на ней.

И. С. Тургенев (приписываемое):

Эпиграмма на А. А. Фета

Как снег вершин,

Как фунт конфет,

Исчезнул Фет

И стал Шеншин.

Н. А. Некрасов:

1. Он Протей! Он истинный художник.

Как его проказы хороши!

И артист, и барин, и сапожник -

Все найдут здесь пищу для души.

2. Эпиграмма на р. "Анна Каренина"

Толстой, ты доказал с терпеньем и талантом,

Что женщине не следует «гулять»

Ни с камер-юнкером, ни с флигель-адъютантом,

Когда она жена и мать.

3. Он у нас осьмое чудо -

У него завидный нрав.

Неподкупен - как Иуда,

Храбр и честен - как Фальстаф.

С бескорыстностью жидовской,

Как хавронья, мил и чист,

Даровит - как Тредьяковский,

Столько ж важен и речист.

Не страшитесь с ним союза,

Не разладитесь никак:

Он с французом - за француза,

С поляком - он сам поляк,

Он с татарином - татарин,

Он с евреем - сам еврей,

Он с лакеем - важный барин,

С важным барином - лакей.

Кто же он? Фаддей Булгарин,

Знаменитый наш Фаддей.

Л. В. Никулин:

Эпиграмма на И. Северянина

Война и алоблеск излучин

Томят меня, как тяжесть ков.

Обеспиджачен, обезбрючен.

Когда пойду я в твой альков?

Ну и в завершение поднятой темы помещаю лирическую эпиграмму С.Я. Маршака, которую (как я думаю), каждому из нас нужно ежедневно вспоминать, выходя в интернет-пространство, чтобы не скатиться до высшего уровня злобного тролля или хейтера:

Как вежлив ты в покое и в тепле.

Но будешь ли таким во время давки

На повреждённом бурей корабле

Или в толпе у керосинной лавки?

Тому, кто претендует на право называться интеллигентным человеком, следует подавить в себе хейтера и тролля в зародыше и учиться у наших классиков языку эпиграммы, ведь искусно нанесённый укол способен остановить любую массу.

Есть ли у вас любимая эпиграмма? Как вы предпочитаете выходить из спора:

  • добиваете противника его же методами: с такими только так, они по-другому не понимают,
  • уклоняетесь, потому что собственное спокойствие дороже,
  • или остаётесь в рамках воспитанного человека, раз за разом отражая нападки вежливостью, чёткой аргументацией и искусством риторики?