В своей статье о том, что Губернатор Тульской области ввел Указ, который по фактически не ограничивал деятельность трудовых мигрантов, мной была допущена ошибка, связанная с тем, что я не являюсь особым специалистом по законодательству, связанному с мигрантами.
Спасибо тем, кто указал на моё ошибочное трактование положений Указа. Ошибки надо признавать. Те патенты, про которые я упоминал в статье не имею отношения к трудовой миграции.
С 1 ноября 2002 г. требования к осуществлению иностранными гражданами трудовой деятельности были определены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". В статье 13 данного Закона закреплена необходимость получения разрешения на работу временно пребывающему в России иностранному гражданину. До этого момента, с 1993 по 2002 г., до вступления Федерального закона N 115-ФЗ в силу, иностранным гражданам по общему правилу для работы по найму на территории России требовалось подтверждение права трудовой деятельности (выдавалось на имя иностранного гражданина на основании разрешения, полученного работодателем)
Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ механизм квотирования в отношении иностранцев, прибывших в Россию в безвизовом порядке, при привлечении к трудовой деятельности был заменен на разрешительный порядок на основании патента. Патент стал рассматриваться в качестве разрешительного документа. Такие изменения направлены в том числе на развитие в каждом субъекте Российской Федерации рынка труда на основании прогнозов социально-экономического развития территории.
Так вот с 2014 года требует не разрешение на работу, а покупка патента
Что такое трудовой патент
Трудовой патент — это документ, который оформляют иностранные граждане, чтобы легально работать в России. Его выдают тем, кому не нужна виза. Например, гражданам Азербайджана, Узбекистана, Абхазии, Таджикистана.
п. 1 ст. 13.3 закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»
Исключение — граждане Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии. Они могут устраиваться на работу в России без всяких разрешений, потому что эти страны входят в Евразийский экономический союз, ЕАЭС. Также могут работать без разрешительных документов иностранные ИТ-специалисты, которых взяли в российские аккредитованные ИТ-компании.
п. 4 ст. 13 закона № 115-ФЗ
Оформляет патент всегда сам сотрудник. Работодатель может помочь переоформить патент, написав ходатайство, но делает документ именно иностранец.
У патента есть утвержденная МВД форма
Достаточно подробно все вопросы с трудовым патентом, рассмотрены в материале
Среднегодовая численность иностранных трудовых мигрантов (документированная трудовая миграция), В Тульской области, согласно вот этому ресурсу
23 221 человек
То есть смысл в Указе всё-таки есть и он не просто "номинально" объявляет об ограничении на работу для мигрантов, при этом не особо ограничивая их деятельность, а вводит достаточно существенные ограничения.
Однако два вопроса все-таки осталось.
1. Популистский характер принятого указа Губернатора Тульской области.
Напомню, что согласно Указа запрещены для мигрантов следующие виды деятельности:
- Розничная торговля алкоголем и пивом в специализированных магазинах;
- Розничная торговля табачными изделиями в специализированных магазинах;
- Перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении;
- Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков.
По сути, это те виды деятельности, где граждане России сталкиваются с мигрантами "лицом к лицу". Однако общепринятое определение "выходцев из стран Средней Азии" распространяются и на жителей Узбекистана, а для них ограничений нет, так что чисто визуально российские граждане не особо отличать киргизов от узбеков или от других мигрантов. Более того вот анализ ситуации с трудовой миграцией на 3 мая 2024
Средняя Азия возвращается
Тем не менее на 1-м месте по приездам в Россию держится Узбекистан: в прошлом году его граждане пересекали российскую границу для заработков почти 2 млн раз. Далее идут Таджикистан (1,2 млн приездов) и Киргизия (720 000). В 2022 г. из Узбекистана приехало 1,45 млн работников, из Таджикистана – 986 700, из Киргизии – более 562 500. По всем трем странам приток превысил уровень до пандемии. В 2023 г. граждане Узбекистана пересекали границу по работе на 35% чаще, чем в 2019 г., Таджикистана – на 37%, Киргизии – на 29%.
Ситуация с трудовой миграцией из Средней Азии несильно поменялась. «У нас как эти 6–7 млн человек трудились в России, так они и трудятся», – отмечает миграционный эксперт Вадим Коженов. Он поясняет, что Киргизия состоит в ЕАЭС, поэтому ее гражданам не нужно оформлять патент, легче найти работу и они меньше платят налогов. Интенсивность притока киргизских мигрантов в течение 2023 г. росла. А вот из Узбекистана въезд мигрантов, наоборот, стал к концу 2023 г. проседать. В республике после избрания в конце 2016 г. президента Шавката Мирзиёева начались реформы и экономика активно развивается, поэтому рабочая сила востребована на родине, считает Коженов.
В статье даже есть красивая картинка
2. Отрасли в которых заняты мигранты
Согласно официальным данным, более 40% трудовых мигрантов заняты в строительстве, около 30 – в торговле, 10 – в промышленности, 7 – в сельском хозяйстве, 5 – в транспортной отрасли, 8% – в других сферах деятельности. Однако реальная структура занятости мигрантов несколько отличается от официальных данных из-за сильного недоучета мигрантов в сфере услуг, в том числе в сфере досуга и развлечений, ЖКХ, домашних работ
Большинство трудовых мигрантов заняты в строительстве и торговле.
3. В России присутствует дефицит рабочей силы
Все экономические издания говорят о дефиците трудовых ресурсов. Какой смыл запрещать работать? Трудовые мигранты в тех сферах деятельности, где им запрещено работать, не особо конкурируют с родными трудовыми ресурсами.
РАН: дефицит кадров в России в 2023 году составил 4,8 млн человек
В 2022–2023 годах в России значительно увеличился дефицит рабочей силы, по итогам текущего года в стране не хватает примерно 4,8 млн работников. Такая статистика приводится в исследовании научного сотрудника ФГБУН «Институт экономики РАН» Николая Ахапкина, с которым ознакомились «Известия».
Так какой смысл ограничивать их присутствие в этих отраслях, тем самым снижать налоговую базу местных бюджетов?