Его называли русским Мольером.
Отец Василия Шкваркина был владельцем кожевенного завода, который находился на берегах Лазури. В годы революции он до последнего отстаивал свои права, пока его предприятие не национализировали. Правда, его сын в этих конфликтах с нарождающейся советской властью не участвовал. К тому времени он был вольноопределяющимся уланского полка. И у него противоречий с советскими руководителями не возникало.
Василий Васильевич вступил в Красную Армию, затем работал в различных советских учреждениях. Пытался учиться в Московском университете, но больше чем на год его хватило. Профессиональным литератором он стал уже в зрелом возрасте, предварительно сменив множество занятий. Первую пьесу Василий Шкваркин написал в 29 лет, когда увлёкся историей. И драма «В глухое царствование» («Предательство Дегаева») имела немалый успех и даже получила первую премию на конкурсе исторических пьес.
Это произведение рассказывает о судьбе народовольца Сергея Дегаева, который совершил двойное предательство. Её поставили сразу два московских театра. Причем в Малом театре одну из ролей сыграла легендарная актриса Вера Пашенная. Вдохновлённый успехом, Шкваркин взялся за написание ещё одной исторической драмы – «Год-горн», посвящённой событиям революции 1905 года. Однако здесь его ждала неудача. Тот жанр, который принесёт ему славу, драматург ещё не нашел. А этим жанром была комедия.
И тут к Василию Шкваркину обращается Московский театр сатиры, которому нужны были небольшие пьесы, высмеивающие нэпманов, мещан и бюрократов. Так появилось сатирическое обозрение «Вокруг света на самом себе» с её героем Иваном Васильевичем Страховым, «маленьким» человеком, страдающим в условиях неприглядной действительности эпохи Новой экономической политики. Эту пьесу поставил Рубен Симонов, а главную роль в ней сыграл Василий Топорков.
Василий Шкаркин продолжал обличать мир героев НЭПа в водевилях «Вредный элемент», «Шулер». Именно они принесли писателю известность, а водевиль оказался самым органичным жанром. В этих пьесах автор смог проявить свои таланты – музыкальную одарённость, склонность к лирике и умение весело и озорно шутить. Автором музыки к спектаклю «Вредный элемент» стал Исаак Дунаевский. Зрительский успех был велик, а вот критики не всегда давали положительные отзывы.
С одной стороны, они признавала, что у Шкваркина «всё, как в настоящем водевиле», а с другой – упрекали автора в недостаточной сатиричности его пьес». К тому же порой драматург не всегда понимал, над чем можно смеяться, а над чем нет. Если шуткам над нэпманами никто не препятствовал, то издеваться по поводу нового общественного призыва «ударников – в литературу» ему не позволили. Пьесу «Лира напрокат» даже не удалось напечатать.
Василий Шкваркин обращается к молодёжной теме, и она приносит ему немалый успех. Критика называла пьесы «Кто идёт?» и «Доктор Егор Кузнецов» «переломными моментами» в его творчестве. Он был одним из первых драматургов, кто ввёл в свою драматургию юных героев, которые в большинстве вышли из студенческой среды. В 1933 году Василий Шкваркин пишет самое популярное своё произведение – пьесу «Чужой ребенок». Её героиня, начинающая актриса Маня, работая над новой ролью, «разыграла» своих родителей и друзей, объявив, что ждёт ребёнка. Что потянуло за собой множество курьёзов.
После премьеры в Московском театре сатиры постановку ждала долгая и счастливая жизнь на сценах почти всех театров страны.
Несомненной творческой удачей стала и другая, не менее известная комедия Шкваркина – «Простая девушка». В 1959 году по мотивам этой пьесы Карэн Хачатурян создал одноимённую музыкальную комедию. Именно в то время Василия Шкваркина стали называть «русским Мольером».
В годы Великой Отечественной войны драматург вновь возвращается к исторической драме. Он пишет пьесу «Принц Наполеон». В послевоенные годы стало ясно, что лучшие свои пьесы Василий Шкваркин написал до Великой Отечественной. Сегодня мы практически не встретим их в репертуарах российских театров. Однако имя Василия Шкваркина из истории российской драматургии уже не вычеркнуть. Не так давно режиссёр Михаил Левитин создал цикл телевизионных программ, которые посвятил тем, кто создавал советский театр. Среди этих фильмов есть и фильм про Василия Васильевича.