Найти тему
skazohniza-m4rk

Николай Кочин -мой земляк. Часть 2

Как позднее вспоминал Николай Кочин, революция исполнила все его надежды и чаяния. Он мечтал стать стать сельским учителем и вскоре поступил без экзамена в Волоколамскую учительскую семинарию, в которой встретил и своих земляков.

Эта семинария была переведена из Польши. И в ней учились помимо русских также поляки, белорусы и украинцы.

С особой ностальгией вспоминает писатель годы учебы в семинарии. Хотя в те годы процесс обучения происходил довольно интересно. Ребята фактически не учились, а лишь " бегали по площадям, где все время проходили митинги", спорили с учителями и часто дрались с гимназистами- своими противниками.

Впрочем, руководство гимназии вскоре пришло тоже к неутешительным выводам относительно учебы в семинарии, и осенью 1918 г. она упраздняется. А вместо нее в поместье графа Чернышева- Безобразова были организованы курсы по подготовке сельских учителей. Впрочем, и здесь нередко, как подмечал писатель, "каждый рвался что-то делать, только не учиться".

И тем не менее даже в такой обстановке

начальство старалось организовать досуг на одной из фабрик, которая располагалась рядом с дворцом. И Кочин принимал в том самое активное и деятельное участие:

"Так как я прослыл сочинителем, то и меня "старички" вскоре стали брать с собой на такие вечера. Девицы пограмотнее тоже читали свои стихи и все только на революционную тему:о гибели капитализма, о торжестве социализма. Исключительной популярностью пользовался Демьян Бедный, его декламировали на каждом вечере.
Бессчисленное множество написано мною таких стихов, и если сейчас они приснятся, то на целый день не спокоен".

Вскоре учебе пришел конец. И немало этому способствовали бытовые условия, которые были совершенно невыносимыми. Прекратилось в дворце отопление, многочисленные лишения и голод, что в результате привело к тому, что Кочин и его товарищи решили вернуться домой.

В комбеде

После возвращения домой Николая пригласили в комбед(были учреждены в 1918 г. как опорные пункты диктатуры пролетариата в деревне). И ему пришлось взять всю работу на себя. Так, в его обязанности входило следующее:

- разъяснять указы и декреты;

- бороться с мятежами и дезертирством;

- вести контроль за продовольствием и т.д.

Кроме этого, Кочин занимался и культурной работой на селе (читал лекции, ставил спектакли, разъяснял газеты, организовывал диспуты и т.д.).

И в то тревожное время, когда Россия отбивалась от капиталистических государств, а также свирепствовали болезни и голод, только искусство порой спасало от безысходности и отчаяния:

"Какая живительная красота и сила заключены в искусстве! Золотые россыпи русского языка расшевелили и молодили даже косных старух, и я воочию убедился, что Островский-волшебник слова и чудотворец сцены".

Помимо этого Кочин также вскоре стал и селькором газет "Беднота", "Советская деревня", "Нижегородская коммуна". Целью селькоров было написание обличительных статей, направленные, как правило, против бюрократии, спекуляции и препятствий, с которыми то и дело сталкивались комбеды. Причем селькором быть в те времена было довольно опасно, и Кочин это прекрасно понимал, но все равно его ничто не останавливало на пути к правде и справедливости:

"Я уцелел. Но много раз подвергался опасностям: врывались пьяные в избу, оскорбляли и без того мрачного отца и перепуганную мать, придирались ко мне на околице, хотя никто достоверно не знал о моем селькорстве, но нюх у сельчан на этот счет был особенный".

В конце концов деятельность Кочина в деревне вскоре закончилась. Комбеды были ликвидированы, вместо них появился сельсовет, в котором Николая избрали секретарем. Но работать стало гораздо тяжелее, чем раньше. Председатель сельсовета постоянно брал взятки и наживался на народе. Но несмотря на обличительную статью о нем в газете, которую написал Кочин, тот выбрался сухим из воды. А на Кочина все мужики стали смотреть с неприязнью и гневом. В конце концов Николаю не оставалось ничего другого, как покинуть родной дом и отправиться в Нижний Новгород.

В Нижнем Новгороде

Вскоре после прибытия в город Николай нашел себе пристанище на пристани. Стал помогать женщинам подносить корзины с грибами, ягодами и овощами, получая за за это свеклу, огурцы и вареную картошку. Ночевал он на лодках, под лодками, на бревнах, на траве, и его это вполне устраивало, как и ребят, живших тут.

Конечно, не забывал Кочин о творчестве и об учебе. Продолжал писать стихи , а потом записался на педагогические курсы. Программа была нелегкой, ведь она была рассчитана на университет. Среди множества предметов изучали историю экономических направлений, историю социализма, историю педагогических учений. Ребятам все очень нравилось. Но несмотря на это, по воспоминаниям писателя, настоящая их жизнь начиналась после ухода учителей:

" Мы рассаживались по топчанам и начинали блаженствовать, разбирать свои стихи. Многие из нас селькорствовали, писали и стихи. И все мы были убеждены, что пишем не хуже, а даже лучше тех, которые печатаются, только у нас нет навыка, смелости, чтобы сходить в редакцию и представиться".

И вот как-то однажды Кочин решил сходить в редакцию и показать свои стихи. Однако, когда он туда пришел, его охватил страх, а потому он сложил бумагу со стихотворением вчетверо, написал на ней адрес газеты и бросил письмо в почтовый ящик. Каково же было его удивление, когда он через день увидел свое стихотворение на одной из страниц "Нижегородской коммуны". Небывалая гордость и восторг охватили тогда его душу. Как ему было отрадно сознавать, что родился поэт. И он теперь не должен сдаваться. Должен продолжать работать и дальше и не останавливаться на достигнутом.

И он и не останавливался. А продолжал и дальше писать стихи, а потом рассылать их в центральные газеты. Но тут его поджидали неудачи и разочарования. Напрасно он разворачивал газеты, надеясь наконец-то увидеть свою фамилию и свой шедевр. Тщетно надеялся. Ни одного стихотворения так больше и не было напечатано.

И тогда Кочин бросил писать стихи и надеяться. Ведь его ждала новая и интересная жизнь, в которой его ждало столько увоекательного, что не время было печалиться и задумываться о неприятностях, которые его постигли.

Дальнейшие неудачи

Осенью 2020 г. Кочин поступил сразу в два вуза- университет и Высший педагогический университет. В это время Николай перестал писать стихи. Но очень интересовался поэзией, в особенности - творчеством Есенина. Посещал литкружки поэтов.Читая и обсуждая их стихи, Кочин решил, что созрел для того, чтобы печататься в серьезном журнале. Собрав все стихотворения, которые им были написаны, он отнес их в журнал "Зори", надеясь на то, что найдется хоть что-то, что найдется достойным и для печати.

Но, к сожалению, надежды Кочина не оправдались. Редактор заявил о том, что эти стихи не подходят для печати, хотя, чтобы Николай совсем не пал духом, поспешил того все-таки обнадежить:

- Не обижайтесь, у вас есть дарование, продолжайте работать. Неудачи были даже у гениев. Некрасов стыдился своих первых стихов, Гоголь скупал свою первую поэму и сжигал...

Тяжело человеку даже после таких слов продолжать писать и дальше. В этот момент человеком овладевает досада и гнев не только на говорившего, но и на себя. За то, что испортил столько бумаги. За то, что занялся не своим делом, когда бы мог заняться чем-то другим.

Поэтому для меня уже не стало таким уж шоком отчаянное решение Кочина после отказа редактора, что и предопределило его дальнейшую судьбу:

"Дома все черновики, наброски стихов сгреб и выбросил в мусорный ящик. Очистился. Теперь уже навсегда зарекся пробовать себя в стихах.
Я и в самом деле выполнил свое решение и на всю жизнь остался автором одного напечатанного стихотворения".

Продолжение следует.