105,6K подписчиков

"Вий" - рассмотрим подробно чудищ. Разбираемся, как снимали сцену

24K прочитали

Помнится, в детстве, при просмотре сцены с чудовищами и Вием, было не просто страшно, а ОЧЕНЬ жутко. Давайте порассматривает сцену подробно. Заодно выясним, как снимали некоторые моменты.

Изначально вылезают руки из стен.

Помнится, в детстве, при просмотре сцены с чудовищами и Вием, было не просто страшно, а ОЧЕНЬ жутко. Давайте порассматривает сцену подробно. Заодно выясним, как снимали некоторые моменты.

Тут как бы ничего сложного. Снято простенько и примитивно: в сцене участвуют три человека с обмазанными синей краской руками. Причём конечности даже без когтей и наростов.

В конце фильма будет похожий момент:

Помнится, в детстве, при просмотре сцены с чудовищами и Вием, было не просто страшно, а ОЧЕНЬ жутко. Давайте порассматривает сцену подробно. Заодно выясним, как снимали некоторые моменты.-2

Далее у нас ходячий скелет, не понятно откуда взявшийся по сюжету.

Атмосферы добавляют церковные картинки и иконы
Атмосферы добавляют церковные картинки и иконы

Судя по "летучей" манере, перед нами марионетка, кукла на ниточках, управляемая кукловодом. Скелет, возможно, настоящий - на то указывает реалистичная детализация и строение костей.

Помнится, в детстве, при просмотре сцены с чудовищами и Вием, было не просто страшно, а ОЧЕНЬ жутко. Давайте порассматривает сцену подробно. Заодно выясним, как снимали некоторые моменты.-4

Далее Куравлёв на фоне всё тех же растопыренных пальцев синих рук.

Помнится, в детстве, при просмотре сцены с чудовищами и Вием, было не просто страшно, а ОЧЕНЬ жутко. Давайте порассматривает сцену подробно. Заодно выясним, как снимали некоторые моменты.-5

Комбинированные сьемки: снимали методом "блуждающей маска" - аналог современного "зелёного экрана".

Наш великий киноволшебник Александр Лукич Птушко в своей книге «Чудеса кино» (1949) так описывал процесс:

Помнится, в детстве, при просмотре сцены с чудовищами и Вием, было не просто страшно, а ОЧЕНЬ жутко. Давайте порассматривает сцену подробно. Заодно выясним, как снимали некоторые моменты.-6

(Следующие пару абзацев достаточно сложноваты для восприятия. Если вам не очень интересна эта устаревшая технология, то лучше перейдите к следующей части)

Вначале снимается «фон», т. е. место будущего действия живых актёров. Потом на фоне большого белого экрана снимают актёров. При этом актёров освещали оранжевым светом, а фон — сине-фиолетовым. Съёмка актёрской сцены производится специально-сконструированной камерой, которая заряжается двумя плёнками, сложенными вместе. Первой к объективу располагается в фильмовом канале специальная позитивная плёнка, на которой и снимается так называемая «маска». Эта плёнка монохроматична (чувствительна только к сине-фиолетовым лучам спектра), на эмульсионный слой этой пленки наносится жёлтый лак, не пропускающий сине-фиолетовых лучей, что превращает эту плёнку как бы в своеобразный светофильтр.
Помнится, в детстве, при просмотре сцены с чудовищами и Вием, было не просто страшно, а ОЧЕНЬ жутко. Давайте порассматривает сцену подробно. Заодно выясним, как снимали некоторые моменты.-7
Что же произойдёт при съёмке доснимаемого объекта (актёрской сцены)?
Сине-фиолетовый свет, отражённый белым экраном (перед которым работают актёры), проэкспонирует первую плёнку во всех местах, где он не перекрыт фигурами актёров. На вторую, панхроматическую плёнку сине-фиолетовый свет не подействует совсем, так как жёлтый лаковый покров первой плёнки полностью его срежет.
Этим же методом снимали и летающую в гробу панночку
Этим же методом снимали и летающую в гробу панночку
Фигуры актёров, освещённые оранжевым светом, совершенно не проектируются на первую плёнку, поскольку она нечувствительна к оранжевым лучам. Пройдя беспрепятственно через жёлтый лак первой плёнки, оранжевый свет, отражённый от актёров,полностью проэкспонирует изображение актёров на второй, панхроматической плёнке.
После съёмки актёрской сцены камера разряжается, и первая плёнка поступает в обработку, в результате которой мы получим совершенно чёрный силуэт актёров на прозрачном фоне. Этот силуэт и называется маской.
Помнится, в детстве, при просмотре сцены с чудовищами и Вием, было не просто страшно, а ОЧЕНЬ жутко. Давайте порассматривает сцену подробно. Заодно выясним, как снимали некоторые моменты.-9
Далее, наложив плёнки одна на другую, мы как бы накроем масочной плёнкой негативное изображение актёра, и в силу того, что маска не прозрачна, мы при второй съёмке на панхроматическую плёнку не погубим изображения ранее снятого актёра. Прозрачный фон вокруг маски позволяет заснять сквозь себя любой, нужный нам объект. А так как фон вокруг актёра на второй плёнке остался при первой съёмке неэкспонированным, то это и даёт нам возможность ещё раз снять на ту же плёнку любое изображение, спроецированное на экран. При этой съёмке, куда бы ни двинулся актёр, за ним двинется и прикрывающая его маска, вот почему и метод называется «блуждающей маской».
Здесь рукам хотя бы когти добавили
Здесь рукам хотя бы когти добавили
Метод «блуждающей маски», разработанный советскими специалистами, замечателен тем, что он даёт новое, абсолютно чёткое изображение, в котором стираются грани соединения натуры и макета”.

Представляете, какова сложность процесса!

***

Далее у нас 6-головый скелет "дракона":

Помнится, в детстве, при просмотре сцены с чудовищами и Вием, было не просто страшно, а ОЧЕНЬ жутко. Давайте порассматривает сцену подробно. Заодно выясним, как снимали некоторые моменты.-11

Очень смешной, присмотритесь, это шевелятся три пары человеческих ног в чёрных колготках (видимо, цирковые гимнастки), с "присобаченными" на ступни бутафорскими змеиными черепами.

***

Ещё один смешной персонаж — кукольный "адский" кот. С рожками и клыками, как у вурдалака.

Помнится, в детстве, при просмотре сцены с чудовищами и Вием, было не просто страшно, а ОЧЕНЬ жутко. Давайте порассматривает сцену подробно. Заодно выясним, как снимали некоторые моменты.-12

***

Далее гримированные актёры:

Помнится, в детстве, при просмотре сцены с чудовищами и Вием, было не просто страшно, а ОЧЕНЬ жутко. Давайте порассматривает сцену подробно. Заодно выясним, как снимали некоторые моменты.-13

И снова куклы:

Помнится, в детстве, при просмотре сцены с чудовищами и Вием, было не просто страшно, а ОЧЕНЬ жутко. Давайте порассматривает сцену подробно. Заодно выясним, как снимали некоторые моменты.-14

Тема с лишними частями тела и нарушенными пропорциями - работает!

Помнится, в детстве, при просмотре сцены с чудовищами и Вием, было не просто страшно, а ОЧЕНЬ жутко. Давайте порассматривает сцену подробно. Заодно выясним, как снимали некоторые моменты.-15

Талантливые гримёры и декораторы подошли к делу с фантазией и размахом:

Помнится, в детстве, при просмотре сцены с чудовищами и Вием, было не просто страшно, а ОЧЕНЬ жутко. Давайте порассматривает сцену подробно. Заодно выясним, как снимали некоторые моменты.-16
Актёров гримировали синей и серой краской, раздевали их и подчёркивали гримом худобу, приклеивали уши и носы, а для некоторых изготавливали маски из папье-маше.

Реально жуткие уродцы получились!

На заднем плане Бафомет (сатанинское существо с головой козла)?
На заднем плане Бафомет (сатанинское существо с головой козла)?

Актёры, игравшие нечисть — опытные цирковые артисты и спортсмены. Обычным актёрам не удалось бы выполнить трюки так, как приглашённым акробатам, гимнастам и силачам.

Заметьте, что картинка растянута по вертикали, что даёт нарушение пропорции и дополнительное ощущение нереальности.
Заметьте, что картинка растянута по вертикали, что даёт нарушение пропорции и дополнительное ощущение нереальности.
Помнится, в детстве, при просмотре сцены с чудовищами и Вием, было не просто страшно, а ОЧЕНЬ жутко. Давайте порассматривает сцену подробно. Заодно выясним, как снимали некоторые моменты.-20

Сочетание "дьявольщины" и религиозного символа христианствакреста даёт нужный психологический эффект и подтекст.

Помнится, в детстве, при просмотре сцены с чудовищами и Вием, было не просто страшно, а ОЧЕНЬ жутко. Давайте порассматривает сцену подробно. Заодно выясним, как снимали некоторые моменты.-21

***

Также "в массовке" присутствуют два загримированных цирковых карлика:

Помнится, в детстве, при просмотре сцены с чудовищами и Вием, было не просто страшно, а ОЧЕНЬ жутко. Давайте порассматривает сцену подробно. Заодно выясним, как снимали некоторые моменты.-22
Помнится, в детстве, при просмотре сцены с чудовищами и Вием, было не просто страшно, а ОЧЕНЬ жутко. Давайте порассматривает сцену подробно. Заодно выясним, как снимали некоторые моменты.-23
Помнится, в детстве, при просмотре сцены с чудовищами и Вием, было не просто страшно, а ОЧЕНЬ жутко. Давайте порассматривает сцену подробно. Заодно выясним, как снимали некоторые моменты.-24
Помнится, в детстве, при просмотре сцены с чудовищами и Вием, было не просто страшно, а ОЧЕНЬ жутко. Давайте порассматривает сцену подробно. Заодно выясним, как снимали некоторые моменты.-25

***

Вот тут заметно, что артисты вылезают из-под доски, а не из стены:

Помнится, в детстве, при просмотре сцены с чудовищами и Вием, было не просто страшно, а ОЧЕНЬ жутко. Давайте порассматривает сцену подробно. Заодно выясним, как снимали некоторые моменты.-26

***

Вместе с "нечистью" в церковь залетают птицы - обычные вороны и голуби:

Помнится, в детстве, при просмотре сцены с чудовищами и Вием, было не просто страшно, а ОЧЕНЬ жутко. Давайте порассматривает сцену подробно. Заодно выясним, как снимали некоторые моменты.-27

Прирученных птиц у дрессировщиков не было — ловили вольных. В соседнем сарае на ночь оставляли еду и ждали, пока птицы попадутся в сети.

На съёмочной площадке давали команду, и чёрные птицы с шумом выпархивали из раскрывающихся с треском окон церкви. Бывало, кричу: «Лукич, вороны кончились». Он объявлял перерыв, мы тушили свет и лезли с фонариками на колосники снимать птиц, а павильоны-то огромные — до 16 метров в высоту… Тариэл Габидзшвили, дрессировщик

В одном из кадров появляются сразу четыре чёрных кота:

Помнится, в детстве, при просмотре сцены с чудовищами и Вием, было не просто страшно, а ОЧЕНЬ жутко. Давайте порассматривает сцену подробно. Заодно выясним, как снимали некоторые моменты.-28
Дрессировщик на другом конце комнаты подманивал их миской с едой. К нему кошки и мчались.

Изначально планировали вставить в фильм кадры с жуками, пауками и насекомыми. Но отказались от затеи, поняв, что экране они выглядят не так уж и зловеще.

***

На фоне остальных "кошмариков", сам Вий получился не очень страшным, так как выглядит не очень натурально.

Помнится, в детстве, при просмотре сцены с чудовищами и Вием, было не просто страшно, а ОЧЕНЬ жутко. Давайте порассматривает сцену подробно. Заодно выясним, как снимали некоторые моменты.-29

В глаза папье-маше-головы вмонтированы светоотражающие стёкла.

Помнится, в детстве, при просмотре сцены с чудовищами и Вием, было не просто страшно, а ОЧЕНЬ жутко. Давайте порассматривает сцену подробно. Заодно выясним, как снимали некоторые моменты.-30

Внутри спортсмен-тяжелоатлет, штангист Николай Степанов: ни один другой актёр не смог надеть тяжеленный костюм Вия, а потом ещё и двигаться в нём.

"Вий" был изготовлен из пропитанной смолой мешковины, что делало его невероятно тяжёлым и создавало внутри духоту.
Помнится, в детстве, при просмотре сцены с чудовищами и Вием, было не просто страшно, а ОЧЕНЬ жутко. Давайте порассматривает сцену подробно. Заодно выясним, как снимали некоторые моменты.-31

Руки изготовлены из веток деревьев, покрытых гипсом.

***

Знатный бестиарий получился! Даже сейчас смотрится жутко.

Помнится, в детстве, при просмотре сцены с чудовищами и Вием, было не просто страшно, а ОЧЕНЬ жутко. Давайте порассматривает сцену подробно. Заодно выясним, как снимали некоторые моменты.-32

В правом верхнем углу виднеется нечто наподобие летающей коровы (привет Склиссу из "Тайны третьей планеты"!)

***

В сцене рассвета, когда нечистые убегают восвояси, можно заметить цирковое оборудование. Сначала показалось, что сцена снята задом наперёд: уж больно складно актёры запрыгивают на балкон. Но нет, "крылатых" на балкон поднимают с помощью чего-то наподобие резиновых тросов.

Помнится, в детстве, при просмотре сцены с чудовищами и Вием, было не просто страшно, а ОЧЕНЬ жутко. Давайте порассматривает сцену подробно. Заодно выясним, как снимали некоторые моменты.-33

Вот так, используя все доступные имеющиеся визуальные средства (в том числе, тени, музыку, игру "испуганного" Куравлёва и "потусторонней" Варлей), сняли одну из самых шикарных сцен в советском кино.

Читайте также:

Как в фильме "Вий" Наталья Варлей выпала из летающего гроба
КИНО TALK
6 марта 2020