Найти тему

Истории репетитора. Как изначально слабый ученик сдал экзамен на «отлично»

Каждый раз ловлю себя на мысли: если неожиданно пришла в голову яркая идея, если в жизни случилась какая-нибудь интересная история, если ты заметила какую-то примечательную деталь – обязательно записывай! Письмо – наш союзник в делах памяти. Оно помогает лучше усвоить прожитый опыт и структурирует мышление. А ещё любые заметки, записи и прочие, на первый взгляд, незначительные фрагменты очень сильно поддержат вас в будущем, если вы решите заняться копирайтингом, писательством, блогингом.

Вступительное слово, вероятно, вышло немного пространным, однако им я хотела высказать, во-первых, свою досаду, что порой не записываю всё сразу по горячим следам, а во-вторых, что в жизни нас окружают весьма удивительные люди и события. Иногда не знаешь, что от чего зависит: то ли твоя оптика так настроена, что в мире вокруг мы не замечаем чего-то уникального, и только преображение нашего настроя и самочувствия и вызывает к жизни то необычное, что окружает нас, или мир сам по себе такой пёстрый и удивительный... Это рассуждение с очень далёкой перспективой!

Работая репетитором, я вижу: каждый ученик — это уникальный план работы. Каждый человек неповторим, каждый по-своему воспринимает реальность, и дело не в солипсизме и идеализме, а во взгляде на мир. Да, жизненный опыт во многом влияет на нас, но даже у детей, у подростков, кто ещё только вступает на путь длинною в десятки десятилетий, есть свой собственный, необычный угол обзора, недоступный нам, взрослым. Они видят мир более живым, разнообразным, звучным. И мыслят дети тоже иначе.

Был, вот, в моей практике случай. Сентябрь. Начинаю работать с новым учеником, и по ходу занятий выясняется: уровень знаний низкий, элементарная база не усвоена. Хорошо ученик справлялся разве что со счётом: сложением, вычитанием, делением... В общем, пришлось начинать с азов.

Так и учились, медленно, но верно, — преобразовывать, заносить/выносить множитель за скобку; работать с алгебраическими выражениями. Параллельно старались осваивать геометрию тестовой части, а также основы тригонометрии.

Тем временем подходил конец декабря. В один момент я заметила, с какой уверенностью ученик берётся за новые задачи и примеры, перестав пугаться их сложности и запутанности. Школьник вдруг поверил в свои знания и умения, что, однако, является не чудом, а результатом постепенной и кропотливой работы. Мотивация у парня появилась нешуточная, основанная, что важно, на адекватной оценке собственных сил и знаний.

Увидев, насколько серьёзный у моего подопечного настрой, я обрисовала ситуацию: если не выбиваться из ритма и следовать моим рекомендациям, то до конца марта, возможно, мы успеем пройти все оставшиеся темы, и тогда у нас появится время, чтобы научиться решать элементарные (без дополнительных условий) экономические задачи и овладеть элементарными навыками решения сложных неравенств. Следовательно, у моего ученика может появиться возможность овладеть основными знаниями, которые, при удачном варианте ЕГЭ, могут принести очень неплохой результат, что, учитывая исходные данные, было хорошей перспективой.

В общем, я старалась придерживаться наиболее реалистического сценария в прогрессе обучения и овладения материалом, потому что много раз видела, как ученики, едва почувствовав уверенность и эйфорию от успеха, внезапно сдавали, потому что мысли о том, как у них теперь всё хорошо получается, буквально кружила им голову и мешала чётко сознавать степень их подготовленности.

Мой подопечный всё выслушал и принял решение: идти до конца и наращивать потенциал.

На экзамене он выложился по полной. Решил без ошибок всю тестовую часть, решил тригонометрическое уравнение, экономическую задачу и неравенство. За все развернутые ответы он получил максимальные первичные баллы.

Это был 2018 год. Мой ученик набрал 80 баллов за профильную математику. Результат, в который не верил не только он, но и родители. Это тот случай, когда человеку не нужно придумывать искусственные причины для мотивации или веры в себя — он знает, что он может, чего достигнет.

Казалось бы, придя ко мне на обучение, человек в математике не знал практически ничего, и даже при самых смелых прогнозах он смог бы сдать экзамен на удовлетворительную оценку. Но, как говорится в поговорке, глаза боятся — руки делают.

И мораль такова: несомненно, очень важно крепко стоять на ногах, понимать, чем ограничены твои возможности сейчас, видеть свои слабые стороны; но что ещё важнее, это сохранять внутри уверенность в своих действиях, а уверенности не будет, пока не начнёшь делать. Это замкнутый круг, в который нельзя войти и из которого нельзя выйти. Ты или внутри него, или вовне. И если внутри, то ты идёшь верной дорогой. А если вне — то, значит, тратишь время на бесконечные самокопания и самобиченивая. Дело рождает уверенность, тогда как уверенность приводит к действиям. И методично, шаг за шагом, человек добьётся того, о чём даже боялся мечтать. Но всегда следует помнить о том, что уверенность всегда должна идти рука об руку с адекватной самооценкой; излишняя самоуверенность скорее застилает разум, чем проясняет его.

Но, конечно, в одиночку всегда трудно справиться. Правильный наставник очень важен. Никогда нельзя угадать с самого начала, насколько ученику подойдёт репетитор или учитель. Про школьное образование и говорить нечего. Но аспект удачи здесь, к сожалению, остаётся в силе. Кому-то везёт с наставником, кому-то нет. Главное, не отчаиваться. Хотя это бывает сложнее всего.

Спасибо, что прочли статью! Дальше будет интересных историй!

Делитесь Вашими историями и отзывами в комментариях:)

***

Меня зовут Анна, я репетитор по математике с 20-летним стажем. Помогаю с подготовкой к ЕГЭ, ОГИ, также помогаю с прохождением ДВИ. Связаться со мной можно через Телеграм (@annavladimirovnamath). Кроме того, могу дать небольшую консультацию тем, кто сам хочет заняться репетиторством.

***

Делитесь мнениями, комментариями, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал здесь и в Телеграме, там много интересного и полезного!