Найти тему
Юрий Пронько

Повышение утильсбора на автомобили: правительство готовит запрос

Целая серия возможных фискальных изменений может произойти в России в самое ближайшее время. Например, снова вырастут цены на автомобили. Причина — новое правительство готовит очередное повышение утильсбора. Буквально через несколько недель произойдёт существенный рост коммунальных тарифов. Однако главное событие — в России готовят новую налоговую реформу, которая, по данным источников, может вызвать резко негативную реакцию в обществе, как это уже было ранее с так называемыми пенсионными изменениями. Судя по всему, снова глава Минфина господин Силуанов и глава бюджетного комитета парламента господин Макаров станут "лицами" новых поборов с бизнеса и граждан. Однако обо всем по порядку.

В России снова могут подорожать автомобили из-за очередного повышения утильсбора. Правительство готово оперативно рассмотреть этот вопрос, заявил Денис Мантуров. Данная мера призвана, как утверждают власти, защитить отечественных автопроизводителей. Однако защита будет оплачена из кошельков российских домохозяйств. И это ещё не всё.

Власти обсуждают введение автоматических штрафов за мелкие нарушения. Российских граждан могут начать штрафовать с помощью умных камер за переход улицы, курение или распитие алкоголя в неположенных местах, как и за нарушение правил дорожного движения.

Как сообщили в российском парламенте, уже 20 мая Госдума намерена приступить к публичному обсуждению предстоящих фискальных изменений. Все они, по нашим сведениям, в сторону увеличения налоговой нагрузки как на бизнес, так и граждан.

Как отметил глава профильного парламентского комитета Андрей Макаров, изменения будут приняты до конца осенней сессии, чтобы "налогоплательщики и бюджетополучатели могли лучше подготовиться к внедрению этой системы начиная с 1 января 2025 года".

Я лично очень обеспокоена тем, что могут попытаться залезть в карманы людей, у которых доходы не такие высокие. Вы это допускаете? Мы взрослые люди, мы люди одного поколения, мы разное видели. Как говорится, готовься к худшему, лучшее само тебя найдёт. Поэтому лучше перебдеть, чем недобдеть,

— считает Сардана Авксентьева, депутат Госдумы России.

Кстати, глава бюджетного комитета Госдумы господин Макаров уже заявил, что донастройка налоговой системы (читай "увеличение фискальной нагрузки") должна обеспечивать выполнение взятых государством обязательств, в первую очередь по растущим социальным расходам, до 2030 года. Таким образом, счастье всенародное будет обеспечено за счёт этого самого народа.

По информации экономиста Никиты Кричевского, которую он опубликовал в своем ТГ-канале, есть информация, что налоги будут повышены практических для всех российских граждан:

Появляется информация, что на следующей неделе будет объявлено не просто о повышении НДФЛ, но о повышении для всех, а не только для богатых. Причём повышение затронет даже муниципальных служащих и работников социальной сферы, чьи зарплаты в массе своей невысоки, а большинство работает за идею служения. Сказать, что это будет провал, — ничего не сказать. Не того требовал социум от государства на протяжении 30 лет.

Получается, что колоссальный запрос в России на социальную справедливость будет реализован по весьма иезуитской схеме.

Любое повышение эффективной ставки налога на доходы физических лиц — это очень плохая новость. Причём плохая новость как для домашних хозяйств, так и для корпоративного сектора. Потому что рост налогового бремени подразумевает, скажем так, от предприятия два вида реакции. Либо повысить налог без повышения номинальной заработной платы. Либо повысить и то и другое. Тем самым у предприятия растут издержки, а рост издержек предполагает снижение финансовой, операционной эффективности и создание того самого проинфляционного фона, которого мы так боимся. Снижение располагаемого дохода означает снижение уровня потребления, большую закредитованность, большую потребность в новых финансовых ресурсах, в том числе со стороны дорогих займов от МФО,

— считает Андрей Бархота, кандидат экономических наук.

Аналитики отмечают, что совокупные доходы 10% наиболее богатого населения России сегодня больше доходов всех остальных 90% граждан в 4,3 раза.

Если оставить в стороне так называемый рентный и социальный доходы и проанализировать только разницу в уровне зарплаты, то картина окажется ещё менее оптимистичной. Разница между зарплатами руководителей и рядовых специалистов в российских компаниях сегодня составляет более чем в 12 раз. Для сравнения, в странах Западной Европы и в США разница — в 3,5 раза. В странах Северной Европы и Скандинавии — в 3 раза.

При этом ранее уже были озвучены предложения по повышению НДФЛ на годовые доходы в 1 млн рублей. Оказывается, сверхбогатые — это те, кто зарабатывает в месяц 80 тысяч рублей. Вы не ослышались, 80 тысяч — это уровень, с которого, по версии некоторых "слуг народа", можно брать прогрессивный подоходный налог.

Увеличение до 15 процентов ставки НДФЛ для доходов около 70-80 тысяч в месяц вызывает крайне негативную реакцию у экспертного сообщества и предпринимателей. НДФЛ является частью фонда оплаты труда, который, в свою очередь, является базой для страховых взносов. И в этом случаем мы получим соразмерное увеличение и страховых взносов, и ещё, самое главное, увеличение НДС, которое в России является квазиналогом на труд. И вот такое увеличение налогового бремени для бизнеса, находящегося не в лучшем состоянии из-за санкций и предшествующей пандемии, на мой взгляд, крайне негативно будет действовать,

— говорит Александр Любосердов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Москве.

Также омбудсмен обратил внимание на взносы в Фонд социального страхования:

У нас, по сути, регрессная шкала для богатых. То есть свыше 2 миллионов 200 тысяч в год — предприятия платят 15 процентов, 15,1 процента в Фонд социального страхования. И, по сути, богатые платят меньше таким образом.

Эксперты в унисон говорят о том, что новая налоговая реформа приведёт к резкому увеличению фискальной нагрузки, которую в итоге оплатят конечные потребители, то есть мы с вами. Любое повышение налогов моментально найдёт отображение в ценах и тарифах. Причина — рост постоянных издержек в виде Фонда оплаты труда. При этом крупный бизнес сможет спрятаться в "слепых" трастах и офшорах.

Крупные корпорации, которые приносят до 70 процентов бюджета, именно частные компании. Там конечный бенефициар — либо трастовый фонд, либо офшорные компании, которые никуда не ушли. И фактические бенефициары юридически за этими лицами не стоят, то есть учредителями не являются. Удерживать с них дополнительные налоги будет тяжело. А вот средний класс, который получает белую зарплату, кто руководит средними компаниями, или учредители в них, они будут платить по большей ставке налог. Мы уже видим, что многие льготы, что были ещё прописаны в ковидные времена, продлевались в период СВО, постепенно срезаются. И, как следствие, во многих отраслях акцизы, пошлины, косвенные налоги тоже постепенно повышаются. Как правило, за них платит конечный потребитель — это мы с вами,

— Алексей Петропольский, предприниматель, эксперт по правовым вопросам "Опоры России".

И ещё один важный момент. Как только начнётся реализация новой налоговой реформы, так ещё до этого момента начнутся манёвры по снижению фискальной нагрузки. Например, через "серые зарплаты" или через перевод персонала в самозанятые.

Василий Колташов, экономист, директор Института нового общества:

У нас миллионами разрастается количество самозанятых — это в основном ненастоящие самозанятые. Естественно, работодатели таким образом избегают уплаты налогов на своих работников, и получается, что как бы дыра получается, не хватает бюджету денег, которые должны поступать в виде даже и налога на доходы физических лиц, и социальных отчислений всех-всех-всех, и тут всей суммы этих отчислений, которые берутся ещё, ну, на самом деле, отчисляются на заработную плату — работодателем уплачиваются. Если предположить, что у нас дальше будет разрастаться класс самозанятых и произойдёт такое налоговое изменение, то есть, допустим, будет не 13, а 15 процентов налог на доходы физических лиц, то работодатель погонит в самозанятые ещё десяток-другой миллионов работников. А это означает плохую пенсию в дальнейшем, то есть социальная пенсия вместо трудовой.

В происходящем поражает один момент — не успело новое старое правительство приступить к своим обязанностям, как первый концептуальный промах — запуск новой налоговой реформы. На мой взгляд, по степени негатива данное, прямо скажем, неадекватное решение в условиях как внутренней, так и внешней турбулентности будет сопоставимо с провалившейся пенсионной реформой.

  • Зачем набирать столько обязательств, если приходится поднимать налоги?
  • Зачем увеличивать фискальную нагрузку на доходы граждан от 70 до 80 тысяч рублей в месяц, если их хватает в лучшем случае на самые элементарные потребности?

На мой взгляд, необходимо, наоборот, максимально ослабить фискальную нагрузку как на бизнес, так и граждан. Это позволит нарастить инвестиции в производство и потребление. За счёт этого мультипликативного эффекта фактически будет расширена налогооблагаемая база. Однако, по всей видимости, чиновники и депутаты могут пойти по лёгкому пути — увеличить поборы со всех без разбору.

Дождёмся 20 мая и будем внимательно следить за словами и действиями тех, кто решил служить народу и Отечеству.