Несмотря на совсем другое название первую часть этой американской кинокомедии вполне можно было бы озаглавить именно так. Ведь главный герой кинокартины Марти Макфлай отправился именно в прошлое на целых 30 лет. Почти 40 лет назад (1985) Роберт Земекис закончил съёмки этого вроде бы несерьёзного, но забавного фильма, успех которого в прокате вполне предсказуемо был продолжен в следующих кинокартинах по-американски без затей с тем же названием + номер. Первоначальный базовый сюжет как раз 40-летней давности, а в наши дни и будущее, показанное в фильме под номером 2, тоже уже прошлое, хотя и не очень далёкое. Так что в 2024 все три фильма можно было бы смело озаглавить вполне в духе исторической ретроспективы: "Вперёд в прошлое". Несмотря на фантастичность сюжета, с точки зрения историка в этом фильме с оптимистичным сюжетом можно увидеть несколько интересных моментов и для историка.
Сюжет фильма откровенно мотивирующий и главные герои Марти Макфлай и изобретатель Эммет Браун и своим примером, и своими высказываниями должны донести до зрителей мысль о том, что каждый человек творец своей судьбы, если только проявит волю. И не только они, но и второстепенные персонажи как уборщик в кафе 1950-х и мэр города в 1980-х Голди Уилсон. Гимн self-made man.
— Я всегда говорил: если сильно постараться, сможешь достигнуть всего.
(финальная реплика Джорджа Макфлая, отца главного героя)
Ординарность жизненной ситуации подчёркнута и самым простеньким названием городка, где живут главные герои — Hill Valley, в переводе Холмистая Долина. Совет сильно постараться может быть отнесён к любому, тем более, что в середине первого фильма его даёт Макфлай-сын своему отцу Джорджу. Странно, что родители Марти не помнили, что это их сын, но под другим именем помогал им составить своё счастье. Но это уже издержки производства, на которые можно закрыть глаза, раз уж Джордж Макфлай не предъявлял претензии жене, что их младший сын как 2 капли воды похож на загадочного Кельвина Кляйна, который помог их отношениям в 1955.
При всей откровенной мотивации через тезис, что человек сам творец своей судьбы, вторым слоем напрашивается необъявленная мысль, на которой сюжет построен так явно, что она и не требует объявлений. Мысль эта следующая: "всё ещё можно изменить". Ну, или почти всё. Этим, собственно говоря, и занимаются главные герои все три части фильма.
Несмотря на весь постмодерно-фантастический замес, положительные герои эпопеи "Назад в будущее" являются приверженцами традиционных ценностей в их северо-американской редакции. Если сам Мартин Макфлай в "Назад в будущее 2", уверенный (?) в своём жизненном успехе, пристаёт к доку Эммету Брауну с вопросом, каким именно способом он добьётся успеха, то его девушка искренне интересуется как прошла свадьба и с надеждой спрашивает, что у них с Мартином куча детей. Сам док, человек, казалось бы, абсолютно не подходящий к семейной жизни, в своей любимой исторической эпохе нашёл себе невесту: спасённую им же школьную учительницу Клару Клейтон, лишив городок Хилл Вэйли одной из достопримечательностей.
Собственно говоря, отрицательных в полном смысле персонажей там почти нет, кроме главного злодея Биффа Таннена и его разновидностей в разные эпохи: внук Грифф Таннен из 2015, предок Бьюфорд Таннен по кличке Бешеный пёс из 1885. Его приятели по хулиганской шайке это скорее staff, обслуживающий персонал при не слишком интеллектуально одарённом и истеричном вожаке. В американской литературе и американском кино у персонажей тоже бывают "говорящие" фамилии и имена. Biff Tannen тоже, вероятно, из таких: имя переводится как удар, а фамилия сходна со словом tanning, что можно перевести на русский язык как дубильный.
Итак, положительные герои при всех своих недостатках всё же люди без модернистского фанатизма, даже эксцентричный учёный и изобретатель док Эммет Браун. Но вот отрицательный персонаж в фильме, как ни покажется кому-то странным, при всей своей в целом недалёкости вполне прогрессист во всех ипостасях. Внук центрального злодея Грифф и его команда в 2015 году пёстрой и нелепой эклектикой своего внешнего вида как нельзя лучше соответствуют "продвинутым" татуированным истыканным разукрашенным прид@ркам XXI столетия. А агрессивная деваха из шайки Гриффа являет собой вполне востребованный извращенческий типаж американского кино тогда ещё будущих десятилетий.
Бифф Таннен, внезапно разбогатев, преумножил свои капиталы во втором фильме на такой модерновой теме как утилизация ядовитых отходов. И такое новаторство в духе прогрессивного пересмотра авторитетов — музей имени себя. Да, все трое Танненов вполне в прогрессивном тренде: хамство, невежество, социальный паразитизм и свобода нравов, настоящие прогрессисты всех времён и народов. И как показатель все Таннены в итоге оказываются в дерьме в прямом или переносном смысле.
Кстати, есть один интересный момент в фильме, когда в третьей части Марти Макфлай и доктор Браун в 1955 году в очередной раз пытаются отправить Мартина в путешествие во времени, они в заброшенной штольне разбираются с электронным оборудованием машины времени.
Доктор Браун: — Не удивительно, что он полетел, здесь написано: "Сделано в Японии".
Мартин: — Что ты имеешь в виду? Лучшая электроника делается в Японии.
1955 год считается начальной точкой отсчёта японского "экономического чуда". В 1985 году японская электроника уже достаточно много лет считается лучшей в мире, пережив экономический кризис 1973 - 1975 годов. А в 2015 году боссом у Мартина Макфлая и его приятеля юности и провокатора его бед Нидлза был уже японец, да и сама корпорация "AT&T", где они трудились, была японская. И всё это не переезжая из Хилл Вэйли. В жизни самих Соединённых Штатов 1955 год, вообще 1950-е — символ реализации "американской мечты" в массовом масштабе, которой не помешал даже новый послевоенный приток мигрантов.
О внедрённости научно-технического прогресса в потребительский рынок в 2015 году у авторов фильма оказалось слишком оптимистичное представление. За счёт летающих автомобилей проблемы дорог и пробок на них не разрешились, омоложение человеческого организма за счёт хирургического вмешательства вовсе не стало доступной услугой в отличие от пластической хирургии и скейтборд тоже не превратился в летающую турбо-доску. Правда, кроссовки нынешнего века некоторых брендов вполне могут считаться сложным техническим устройством. Зато молодёжная шайка внука главного злодея фильма Биффа Таннена с созвучным именем Грифф вполне в духе постмодерна и трансгуманизма XXI столетия, и даже есть намёк на чипизацию в словах доктора Брауна:
— Да, Мартин, осторожнее с Гриффом, у него перемыкают бионические импланты.
И сам Грифф Таннен, и вся его компания полностью соответствуют требованию пестроты и нелепости стиля. Но об этом уже было сказано выше.
Мартин Макфлай в фильме мечтает стать звездой рок-музыки и даже проходит прослушивание со своей группой "Тупицы", но неудачно. Зато очень удачно подсказывает Чаку Берри, звезде рок-н-ролла 1950-х через его кузена одну из самых известных мелодий — "Johnny B Good". Кстати, в фильме снимался вполне реальный рок-музыкант, но только в роли того самого приятеля Марти, из-за которого он как раз не стал рок-звездой, Нидлза. Это бас-гитарист американской группы 1980-х "Red Hot Chili Peppers" Майкл Бэлзари (Фли), но роль его эпизодическая и не относящаяся к музыке.
Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.