Село Бонячки в 1925 году вошло в состав города Вичуги в качестве его центральной части. Здесь сосредоточены архитектурные шедевры города: народный дом (культурный центр), здание фабричных яслей, комплекс фабричной больницы, бетонный корпус ткацкого производства. Всё это и многое другое было построено, когда Бонячки были селом, т.е. до 1925 года.
В создании архитектуры села Бонячек принимали участие самые знаменитые зодчие. И в этом смысле Бонячки можно сравнить с Царским Селом.
Как известно, Царское Село с 1808 года уже имело статус города. Поэтому посмотрим, сколько архитекторов участвовало в строительстве Царского Села до 1808 года, т.е. когда оно ещё считалось селом, как Бонячки до 1925 года.
В Википедии есть категория «Архитекторы Царского Села (Пушкина)», в которой указано 38 имён.
Если отбросить тех архитекторов, которые строили в Царском Селе после 1808 года, то останется 13 имён: Фридрих Бауэр (1731-1783), Иван Бланк (1708-1745), Харман ван Болос (1689-1764), Иван Герард (1720-1808), Чарлз Камерон (1745-1812), Джакомо Кваренги (1744-1817), Василий Неелов (1722-1782) с сыновьями Ильёй (1745-1793) и Петром (1749-1846), Варфоломей Растрелли (1700-1771), Антонио Ринальди (1709-1794), Юрий Фельтен (1730-1801), Савва Чевакинский (1709-1779?).
Теперь перечислим архитекторов, участвовавших в проектах, реализованных в селе Бонячки.
1. Горлицын Николай Иванович (1870-1933) – один из самых крупных костромских архитекторов, с 1894 по 1927 гг. он был главным архитектором города. В Костроме он построил торговые ряды на Рыбной горе (1908), Романовский музей (1909-1911), кинотеатр Бархатова (1912-1913) и многое другое. В 1891 г. он закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и одной из первых его работ было участие в качестве помощника архитектора в возведении прядильной фабрики И. А. Коновалова в Бонячках (открыта в 1894 г.).
2. Шухов Владимир Григорьевич (1853-1939) – великий русский инженер, архитектор, изобретатель. С 1880 по 1915 гг. главный инженер и главный конструктор «Строительной конторы инженера А. В. Бари», которая проектировала различные заводы и фабрики, в том числе, прядильную фабрику в Бонячках, строительством которой занимался Н.И. Горлицын. На фабрике была создана одна из самых ранних шуховских мостовых конструкций – это филигранно выполненный (с использованием элементов параболической формы) переходный мост между прядильным корпусом фабрики и хлопковым складом, который сохранился до нашего времени.
3. Адамович Владимир Дмитриевич (1972-1941) – знаменитый московский архитектор, один из ярких представителей московского модерна и неоклассицизма. Автор проектов фабричных яслей, больничного комплекса и больничного городка в Бонячках, построенных в 1912 году к юбилею Товарищества мануфактур Ивана Коновалова с Сыном.
4. Маят Владимир Матвеевич (1876-1954) – московский архитектор, работавший преимущественно в стиле модерн. В 1908 году окончил Московском училище живописи, ваяния и зодчества и стал работать постоянным соавтором в проектах В.Д. Адамовича. В монографии «Градостроительство России середины XIX - начала XX века», изданной в 2003 году под эгидой Российской Академии архитектуры и строительных наук, авторами бонячкинских проектов указаны и Адамович, и Маят.
5. Брюханов Иван Васильевич (1863-1917) - крупный костромской архитектор. Много строил для вичугских фабрикантов. На средства Коноваловых построил Кинешемское реальное училище (1906), железобетонный корпус в стиле модерн (1911) на фабрике в Каменке, в Бонячках строил фабричную больницу (1912 г., по проекту В.Д. Адамовича) и «бетонный корпус» ткацкого производства (1915). Также он построил льнопрядильную фабрику (1912) для Клюшниковых в селе Писцово (ныне п. Новописцово Вичугского района), корпус ткацкого производства (1914) на фабрике Разоренова в с. Тезино (ныне г. Вичуга), прядильный корпус (1914) на фабрике Миндовского и Бакакина в Наволоках.
6. Жолтовский Иван Владиславович (1867-1959) – один из самых дорогих архитекторов в дореволюционной России, крупнейший архитектор советского периода. В Бонячках, согласно литературным данным, Жолтовскому приписывают участие в строительстве фабричных больницы и яслей по проекту Адамовича, а также авторство проектов особняков для служащих (в одном из которых ныне находится Вичугский художественный музей), «бетонного корпуса» ткацкого производства и турбинного отделения на фабрике Коноваловых. Также Жолтовский мог быть автором исторического особняка (1914) санатория Станко (Кинешемский район), который, по некоторым предположениям, принадлежал внебрачной дочери Ивана Александровича Коновалова.
7. Малиновский Павел Петрович (1969-1943) – крупный нижегородский и московский архитектор, друг Горького. После октябрьской революции в 1917-1919 гг. возглавлял комиссию Моссовета по охране памятников искусства и старины, работал гражданским комиссаром Кремля. В 1918 году исполнял обязанности наркома государственных имуществ Республики. Автор проекта Народного дома в Бонячках (ныне Культурный центр г. Вичуги).
8. Веснин Виктор Александрович (1882-1950) – крупнейший архитектор советского периода, один из отцов-основателей конструктивизма в архитектуре, первый Президент Академии Архитектуры СССР (1936-1949). С 1918 по 1924 гг. (с перерывом на годы разрухи 1919-1922 гг.) занимался достройкой Народного дома в Бонячках.
9. Веснин Александр Александрович (1883-1959) – архитектор, один из лидеров конструктивизма, театральный художник. Помогал брату В.А. Веснину при составлении планов и создании эскизов во время достройки Народного дома в Бонячках.
10. Коротков Евгений Николаевич (1890-1943) – архитектор, свердловский конструктивист. Вместе с Виктором Весниным был главным художником по оформлению Красной площади и Кремля на Первомай в 1918 году. В этом же году Коротков был помощником В.А. Веснина, непосредственно занимаясь организацией достройки Народного дома в Бонячках.
11. Лазарев Никита Герасимович (1866-1932) – известный московский архитектор. В Москве в 1905-1908 гг. выполнял заказы вичугских фабрикантов Миндовских: для Ивана Александровича Миндовского построил служебные пристройки к дому на Большой Ордынке и перестроил особняк во Втором Неопалимовском переулке; для Николая Ивановича Миндовского построил архитектурный шедевр – особняк в Пречистенском переулке (ныне посольство Австрии). В Бонячках в 1923-1924 гг. помогал Виктору Веснину достраивать Народный дом.
12. Шехтель Федор Осипович (1859-1926) – крупнейший российский архитектор, яркий представитель модерна. В 1890-е годы работал русско-византийском стиле. Именно в этом стиле была построена Воскресенская («белая») церковь в селе Бонячки. Документальных свидетельств об архитекторах, построившим храм, пока не обнаружено. Но по косвенным фактам авторство Шехтеля очень вероятно. Во-первых, по проекту Шехтеля с 1897 по 1903 гг. была построена церковь Спаса Нерукотворного в Иваново-Вознесенске. В русско-византийском стиле и с мраморным иконостасом. И именно в этот же период с 1897 по 1904 гг. был построен храм в Бонячках. И тоже с мраморным иконостасом. Мраморные иконостасы редко использовались в храмах и именно у Шехтеля в 1890-е годы это был отличительный конёк. Помимо ивановской церкви, в эти годы мраморные иконостасы Шехтеля были установлены также в двух московских храмах.
Таким образом, по количеству архитекторов село Бонячки уступило Царскому Селу со счётом 12:13. Неплохой результат!..
Разумеется, этот счёт не окончательный. Наверняка были архитекторы второго плана, которые не указаны в Википедии, которые участвовали в строительстве Царского Села (до 1808 г.). С другой стороны, известны не все архитекторы, которые строили в селе Бонячки.
После того, как в 1925 году был образован город Вичуга, то число архитекторов заметно добавилось. Во-первых, это Иван Сергеевич Кузнецов, построивший в 1909 г. Красную церковь в Тезино. Во-вторых, в первые годы существования города велось активное строительство. Архитекторы ряда построек известны. Так Кооперативный посёлок (1925-1930) построен по проекту Стаборовского и Рудницкого, здание Нарпита (1928-1929) по проекту Шустова, краснокирпичные дома (1930-1931) на Ленинградской улице по проекту Барыкина, Стахановский дом (1935) по проекту Гартмана, школа в Гольчихе (1935) по проекту Полгар и Смышляева.
Т.е. на территории города Вичуги с 1890-х до 1930-х годов работало или были реализованы проекты не менее 20 архитекторов.