Найти тему

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА

Статья к сборнику материалов конференции «Актуальные проблемы и задачи государственной политики в сфере воспитания и образования детей и молодёжи».

Строки широко известной советской песни В.Баснера на слова М.Матусовского «С чего начинается Родина» из четырёхсерийного художественного фильма «Щит и меч» 1968 года не только сохраняют свою актуальность спустя пол века, но и акцентируют один из главных вопросов в сфере образования и воспитания молодежи. Если отдельно взятый человеческий род, передавая свою ДНК детям, в биологическом смысле обретает бессмертие, то государствообразующая нация может стать жизнеспособной в долгосрочной перспективе только при условии передачи подрастающему поколению своего уникального мировоззрения. Оно состоит, главным образом, из стабильной системы ценностей, культурного пласта на основе традиций, а также лежащего в области психологии стойкого ощущения сопричастности к истории своей родины, единства и коллективной силы народа. Решить эту фундаментальную задачу путем простого освоения знаний и прикладных навыков в рамках «технической» системы образования невозможно, поскольку воспитание не есть обучение.

Последствия разрыва цепочки «ценностного» транзита общества из прошлого в будущее легко обнаружить на многочисленных исторических примерах. Уместно вспомнить существование на протяжении пяти веков в Османской империи грозных янычар (пехота регулярной армии, выполнявшая также функции военной полиции и главной силы для проведения карательных операций). Как известно, в янычары набирали 8–16-летних детей-христиан с территорий покоренных народов (преимущественно сербов, армян, боснийцев, греков, болгар). Молодые люди, воспитываясь вне семьи в строгих исламских традициях по определенной программе, в скором времени утрачивали свою этнокультурную самобытность, превращаясь в ревностных и готовых на всё бескомпромиссных слуг Султана. Именно по причине потери связей с исторической родиной янычар активно привлекали к карательным рейдам в захваченных Османской империей землях иноверцев в целях «наведения порядка» и демонстрации своим этническим соплеменникам силы «правильного» мировоззрения.

Собирательный образ янычара
Собирательный образ янычара

«Иваны, непомнящие родства» с заимствованными извне установками и мироощущением - это не только выдумка сатирика М.Салтыкова-Щедрина, но и многократно апробированный в истории человечества в разных частях света, весьма успешный социальный эксперимент. Его признаки, правда, в новом технологическом воплощении, мы видим сегодня и в России. Современные цифровые коммуникационные технологии, стремительно ставшие основным способом общения и взаимодействия российской молодежи, успевшие к тому же пустить корни в образовательную среду, создавались главным образом для облегчения и упрощения доступа к информации, одной из разновидностью которой являются знания.

С формальной точки зрения может возникнуть вопрос: а что же здесь плохого?

Однако, помимо сугубо технических функций передачи информации транснациональные цифровые платформы, управляемые владельцами и операторами из-за рубежа, используются также еще и как эффективный инструмент трансляции нужного идеологического и ценностного заряда. Для воспитания "янычар" сегодня уже не требуется завоевание территорий и изъятие детей из семей покоренных народов. Достаточно на праве владельца цифровой платформы умело модерировать информпотоки, оборачивая выбранные для посева в целевую аудиторию смыслы в привлекательную обёртку конечного цифрового продукта. Не следует обольщаться маркетинговым рассказам об удобстве и полезности таких Интернет-сервисов:
сидящее на чужой «цифре» общество по своей воле добровольно делегирует внешним силам право определять, какую информацию можно и должно «потреблять». В связи с этим стоит ли удивляться и возмущаться массовому появлению собирательного «Коли из Уренгоя»[1] среди современной молодежи, у которой, как отметил в своё время бывший Министр культуры России В.Р.Мединский, «голова забита всякой чушью»? Многолетнее отсутствие внятной политики в сфере образования и воспитания подрастающего поколения к другим результатам привести попросту не могло. На сознательное самоустранение государства от работы с молодежью наслоилось бесконтрольное воздействие иностранных цифровых платформ, транслирующих в массе своей чуждые российскому обществу идеологические установки и поведенческие паттерны.

Таким образом, для воссоздания в России стабильной и неподверженной внешнему воздействию цепочки передачи цивилизационного мировоззрения из поколения в поколения важно как можно быстрее снять все существующие запреты на государственную идеологию и патриотическое воспитание. В конце концов, наше общество живет не для того, чтобы, следуя модным космополитичным трендам, делать кому-то там «хорошо», а в интересах собственного выживания и развития. Следующим шагом должна стать популяризация в молодёжной среде российской культуры и истории (необходим один единственный учебник истории, написанный профессионалами в деполитизированном ключе) с параллельным цензурированием и ограничением информационного продукта, идущим в разрез как с нашими традициями и ценностями, так и подрывающим особое место России и её народов в истории человечества. Тема «покаяния» России за «прегрешения» перед «всем цивилизованным миром» должна остаться лишь в учебниках истории в главе, посвящённой гибридным войнам Запада против нашей страны. Что касается системы образования, то она может быть только ценностной, патриотически ориентированной и со значительной разъяснительно-просветительской составляющей.

Август 2022 г.

[1] В ноябре 2017 г. старшеклассник из России Коля Десятниченко выступил в германском Бундестаге с докладом о немецком солдате, участвовавшем в Сталинградской битве. Подросток изучил его биографию по открытым источникам в Интернете. По словам школьника, солдат попал в лагерь для военнопленных и не смог вернуться домой — он «умер от тяжелых условий плена». В ходе посещения «захоронения солдат вермахта» в Челябинской области К.Десятниченко «увидел невинно погибших людей, среди которых многие хотели жить мирно и не желали воевать».

Подписывайтесь:
https://t.me/y_lindre (Телеграм)
https://dzen.ru/lindre (Дзен)

#образование #история #технологии #интернет #общество #воспитание #дети #линдре #янычары #россия #сознание