Спустя месяц после возвращения из санатория, сижу и думаю, как мне повезло с социальной путёвкой именно в эти края, где я находился впервые, да ещё на такой длительный срок. Живя в Пятигорске, я исходил этот город почти вдоль и поперёк. В оставшихся публикациях постараюсь вкратце рассказать об объектах, которые ещё не фигурировали в моих статьях, а то и так затянул своё повествование о городе, боюсь это может надоесть моим читателям. Начну с Соборной улицы. Помните, я рассказывал о бывшей гостинице "Бристоль" на проспекте Кирова, где сейчас располагается полпредство Президента РФ. Так вот на Соборной улице в доме № 19 есть современный отель с таким же названием.
Напротив него находится историческое здание, известное под названием "Часовня Василия Великого при Центральном военном санатории Пятигорска", построенное в 1896 году, предположительно архитектором В. Кашинским. Сегодня это - дом, памятник архитектуры, используется как культовое (религиозное).
Ещё один дом № 20, построенный в 1912 году, привлёк моё внимание, но информации по нему не нашёл. Сейчас там гостиница "Зелёная".
Дом №16, который основным фасадом выходит на улицу Буачидзе, пересекающую Соборную, примечателен тем, что здесь, с октября 1943 по ноябрь 1947 годов, был размещён штаб Отдельного учебного танкового полка, который подготовил для фронтов Великой Отечественной войны десятки тысяч специалистов. В настоящее время в здании располагается военная прокуратура.
На улице, названной в честь российского революционера и большевика, одного из руководителей борьбы за Советскую власть на Северном Кавказе Самуила Буачидзе, есть интересный особняк. В 1914 году гражданский инженер А.И. Кузнецов приобрёл участок на Суворовской улице (ныне - Буачидзе) для постройки семейного особняка по своему проекту. На следующий год дом архитектора был завершён. Красивый двухэтажный дом из жёлтого кирпича на высоком цоколе из машукского камня был построен в стиле модерн. Широкая каменная лестница вела к парадному входу. Фасад украшен голубыми декоративными панно с узорами. По бокам от парадного входа находились скульптуры небольших сфинксов.
В начале 1920-х годов в национализированном особняке разместилась школа-коммуна для воспитания беспризорников. В 1924 году воспитанников и педагогов этого заведения посетила Н.К. Крупская. После ликвидации детской беспризорности в стране, около 1935 года вместо школы-коммуны была открыта начальная школа № 32. Говорят, что она продолжала действовать и в период оккупации Пятигорска в 1942 году. А осенью 1943 года здесь открылась семилетняя школа, а с 1944 года - женская школа № 8. В 1954 году обучение в школе, как и по всей стране, стало смешанным. Она считалась одной из лучших в городе.
В 1959 году на школьной территории были построены два здания - спортивный зал и мастерские. В 1988 году школа была преобразована в неполную среднюю (восьмилетку), а с 1994 года стала средней школой. За прошедшие годы дос не сильно изменился. Исчезли сфинксы и символы, но в настоящее время вместо сфинксов приляпали погребальную маску Тутанхамона вместо сфинксов. Жаль, что реставраторы не удосужились посмотреть сохранившиеся фото 1940-х годов с изображением сфинксов архитектора Кузнецова. На фото ниже видна разница между новоделом и оригиналом.
И, наконец, на этой же улице находится Дом А.А. Алябьева. Это относительно новый отдел Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова, открытый в 1997 году. Именно в этом доме, принадлежавшем тогда майорше Карабутовой, снимал квартиру, находясь на излечении в Пятигорске, знаменитый русский композитор Александр Александрович Алябьев. Он вошел в историю русского искусства как автор прославленного романса "Соловей" на стихи А.А. Дельвига.
Будущий композитор родился в семье екатерининского вельможи, правителя Тобольского наместничества. Получив прекрасное домашнее образование, продолжил его в стенах Московского университетского пансиона. Четырнадцати лет был принят в горный департамент, но дальнейшая его карьера связана уже с военной службой. Кавалерийским офицером он участвовал в Отечественной войне 1812 года, был ранен и удостоился награждения орденами. В 1823 году, в возрасте 36 лет, в чине подполковника вышел в отставку. Вернувшись из побежденной Франции в Петербург, он начал серьезно заниматься музыкой и уже в начале 1820-х годов успешно дебютировал в столицах как автор романсов и музыки к театральным спектаклям.
Известно, что Лермонтов и Алябьев никогда не встречались; они жили и творили в одном городе, но в разное время. Оба были одними из первых создателей "кавказского текста" в русской культуре в его литературной и музыкальной версиях. Алябьев назовёт свой сборник музыкальных произведений о Кавказе "Кавказский певец" (1834 год), а его обложку украсит вид Пятигорска.
Экспозиция веранды представлена коллекцией музыкальных инструментов народов Кавказа, воссозданных народным мастером России и музыкантом В.Г. Ойберманом, выпускником Одесской консерватории.
Первый зал посвящён "кавказским" произведениям Лермонтова. Зал объединён "сценографией" самих кавказских гор (по картинам и рисункам Лермонтова). Здесь можно сравнить как одно и то же произведение осваивается "языками" разных искусств. В экспозиции можно сопоставить образы Демона (опера А.Г. Рубинштейна) и Печорина в исполнении разных актёров. Представлены восстановленный балет "Тамара" в постановке М.М. Фокина и фильм Сергея параджанова "Ашик-Кериб", и все экранизации "Героя нашего времени", некоторые из них в фотографиях, запечатлевших сам процесс съёмки.
Экспозиция второго зала строится на смысловом и образном контрасте, свойственном и самому художественному миру Лермонтова: эпос-маскарад. С одной стороны, мир героического прошлого: "Песня про купца Калашникова", роман "Вадим", стихотворение "Бородино". С другой стороны - современность в обличьях игры, маскарада, бала... . Здесь доминанта - театр. Основная тема - драма "Маскарад" , одна из самых популярных пьес русского театра. В экспозиции представлены сценические вещи Николая Мордвинова и Евгения Князева, исполнителей роли Арбенина. См. видео экспозиций первого и второго залов по ссылке https://dzen.ru/video/watch/6646572b9f017c0ee163ec71.
Экспозиция третьего зала полностью посвящена музыке. Условно воспроизводится атмосфера музыкального салона начала XIX века, в котором звучат самые знаменитые романсы Алябьева. На стихи М.Ю.Лермонтова написано более 2,5 тысяч песен и романсов. экспозиция знакомит с самыми популярными из них и в звуковой, и в нотной ипостасях. См. видео по ссылке https://dzen.ru/video/watch/6646583aed28a156a2557358.
Ставьте пожалуйста лайки, подписывайтесь на мой блог и рекомендуйте его своим близким, друзьям и знакомым