Найти в Дзене

Опасные гастроли

"Дамы, господа! Других не вижу здесь.
Блеск, изыск и общество — прелестны!
Сотвори Господь хоть пятьдесят Одесс —
Всё равно в Одессе будет тесно." Именно так, искрометно, с юмором, Николя Бенгальский ворвался на экран. Артист, революционер, и бесконечно обаятельный мужчина. Сценарий приключенческого фильма был написан по дневникам революционерки и первой женщины-министра Александры Коллонтай. Мелкумов написал сценарий к фильму, который решили назвать «Опасные гастроли». По сюжету большевик Андрей Литвинов, появляется в Одессе в образе виконта де Корделя, чтобы открыть театр-варьете. Да, наш город процветает, Но в Одессе не хватает Самой малости — театра варьете! Красными планируется использовать увеселительное заведение в качестве прикрытия операции по ввозу революционерами оружия в Россию. В варьете по вечерам развлекает публику шансонье Николя Бенгальский, он же директор заведения, но в действительности большевик, отвечающий за переправку патронов, винтовок, револьверов.

"Дамы, господа! Других не вижу здесь.
Блеск, изыск и общество — прелестны!
Сотвори Господь хоть пятьдесят Одесс —
Всё равно в Одессе будет тесно."

Именно так, искрометно, с юмором, Николя Бенгальский ворвался на экран. Артист, революционер, и бесконечно обаятельный мужчина.

Сценарий приключенческого фильма был написан по дневникам революционерки и первой женщины-министра Александры Коллонтай.

Мелкумов написал сценарий к фильму, который решили назвать «Опасные гастроли». По сюжету большевик Андрей Литвинов, появляется в Одессе в образе виконта де Корделя, чтобы открыть театр-варьете.

Да, наш город процветает,
Но в Одессе не хватает
Самой малости — театра варьете!

Красными планируется использовать увеселительное заведение в качестве прикрытия операции по ввозу революционерами оружия в Россию. В варьете по вечерам развлекает публику шансонье Николя Бенгальский, он же директор заведения, но в действительности большевик, отвечающий за переправку патронов, винтовок, револьверов.

Во время гастролей в ящиках с театральным реквизитом они путешествуют по городам России, где их уже ждут местные подпольные ячейки.

-2

Софи - невеста Бенгальского . Она тоже революционерка. В Софи влюблен шеф жандармерии Иван Тариэлович Бобруйский-Думбадзе. Он прилагает все усилия, чтобы поймать распространителей революционной литературы. Однажды он проникает за кулисы к своей возлюбленной. Секрет революционеров раскрыт. Между Бенгальским и жандармом происходит смертельная схватка.

-3

В обмен на свое «добро» чиновники потребовали от кинорежиссера снять в роли Софи звезду недавно вышедшей картины «Братья Карамазовы» - Лионеллу Пырьеву. Сам же Хилькевич планировал в этом образе снять Маргариту Терехову.

Лионелла  Пырьева
Лионелла Пырьева

Сценарий был отправлен на утверждение в Москву. Конечно же, не обошлось без правок. В ЦК потребовали от сценариста и режиссера вырезать из сценария все упоминания о нелегальном ввозе оружия. Некто из членов партии даже выругался в адрес Коллонтай по поводу ее откровений в личном дневнике. Нельзя было допустить, чтобы все узнали в 60-е о радикальных мерах революционеров. Вместо патронов и пистолетов решили вставить в сценарий контрабанду идеологической литературой.

Чиновники Госкино долго не хотели утверждать Высоцкого на главную роль. Но режиссёр был непреклонен: роль изначально писалась на него. И все актёры, приглашаемые на эту роль, не решаясь напрямую отказаться в пользу Высоцкого, выдавали на пробах «киксу».

В «Опасных гастролях» на роль, которую сыграл Володя, пробовались ещё Юра Каморный, Слава Шалевич и Рома Громадский. Но они знали, что я хочу видеть в кадре только Высоцкого и поэтому всячески мне в этом помогали. Да, мне дали список, кого надо попробовать и заявили, что Высоцкий сниматься не будет. Но я упёрся рогами. Володю я обожал. Картина делалась ради него. - говорил в интервью Юнгвальд-Хилькевич.

Карнавал - удел не только мирной, но и бурной революционной жизни, когда умирали не только "за правое дело", но и от любви.

А как же без цыган? Цыгане в фильме были — супруги Рада и Николай Волшаниновы из театра «Ромэн» сыграли Раду и Николая Грановских. К цыганскому романсу «Камнем грусть висит на мне» и к песне о «Розе-гимназистке» Высоцкий придумал только слова, музыка - Александр Билаш.

Рада и Николай Грановские
Рада и Николай Грановские

Композитор в титрах фильма указан только один — Александр Билаш, хотя на самом деле музыку и слова «Куплетов Бенгальского» написал Владимир Высоцкий. У «Романса при свечах» («Было так, я любил и страдал…») получилось два варианта мелодии: вариант Билаша вошёл в фильм, а свою версию Владимир Семёнович исполнял на концертах.

Песен для фильма Высоцкий придумал гораздо больше. Туда не вошла знаковая для его творчества песня «Я не люблю», Бенгальский пел её в сцене пикника, снятой на берегу Днестровского лимана, около села Николаевка. В фильме после слов Высоцкого, держащего гитару, кадр обрывается и начинается следующая сцена. «Цыганочку» («Эх, раз, да ещё раз…» — её слушает Иван Грозный в гайдаевской комедии «Иван Васильевич меняет профессию») Худсовет запретил ещё на стадии утверждения сценария.

5 января 1970 года «Опасные гастроли» вышли в советский прокат, и народ валом повалил в кинотеатры. Всего фильм посмотрели 37 миллионов человек, он стал самым кассовым в истории Одесской киностудии и признанной классикой авантюрной комедии.

Те, кто его критиковал, уже практически ушли в небытие, их имена сегодня может потому ещё только и вспоминают, что они как-то были связаны с «Опасными гастролями», а фильм продолжает регулярно выходить на экраны и радует зрителей, и, даст Бог, ещё долго будет радовать.

По, крайней мере, надеюсь.