Найти в Дзене

Про это не рассказывают в школе

С появлением соцсетей многое поменялось. Дети, которые привыкли к быстрым вовлекающим роликам сопротивляются литературе с скучными сюжетами и авторами, живущими сто лет назад. Можно много времени тратить на объяснение значимости, вкладе в историю и культуру, а можно рассказать то, что они сами уже наверняка видели от блогеров, которые "раскрывают секреты". Итак, в один год я рискнула и рассказала как есть. Всё, что известно о биографии Цветаевой. И не поверите, дети слушали и возмущались. Как она могла оставить дочь умирать, почему не любила младшую и привязывала ее к стулу, почему в конце концов любимого сына отдала соседям? Благодаря этим вопросам желание узнать про Цветаеву только росло

Марина Ивановна Цветаева

Годы жизни: 08 октября 1892 - 31 августа 1941

Марина Цветаева – одна из самых знаменитых поэтесс Серебряного века. Большинству читателей она известна своей любовной лирикой, полной психологизма душевных переживаний, их противоречивостью и парадоксальностью.

В биографии Цветаевой есть страницы, о которых многие предпочитают не говорить. Но почему?как они влияют на восприятие ее поэзии? Давайте попробуем разобраться.

Мать Марины Цветаевой Мария Мейн вступила в брак, когда ей было 23 года. Ее мужем стал Иван Цветаев — 44-летний вдовец с двумя детьми. Он продолжал любить свою умершую при родах жену Варвару (ее портрет так и остался висеть в гостиной). Сама Мария тоже не испытывала к мужу романтических чувств. Она была влюблена в другого, но, узнав, что избранник женат, решила посвятить себя служению человеку, которого уважала, и его осиротевшим дочери и сыну.

Брак разрушил не только мечты Марии о счастье, но и ее музыкальную карьеру. Она была выдающейся пианисткой, которой пророчили большое будущее, но Цветаев не мог допустить, чтобы его супруга выступала на сцене, и Мария не стала спорить.

Главным принципом ее воспитания была строгость. Материальное считалось низким и недостойным, деньги — грязью. Семья жила в достатке, но пирожные подавались к чаю крайне редко — Мария считала их неуместным баловством. Свою семью Марина сравнивала с столовой, где собирались разные, ничем не близкие люди.

Из двух родных дочерей Марии Марина была «нелюбимицей». У девочки имелись способности к музыке, и ее мать мечтала, что она станет знаменитой музыканткой. Но девочка хотела писать стихи, и это безмерно раздражало Марию. И даже после смерти матери девочки не могли получить наследство, а только проценты на жизнь.

На протяжении всей жизни поэтессу одолевали страсти. В 19 лет она вышла замуж за двадцатилетнего Сергея Эфрона.В 1911 г. она гостила у Волошина в Коктебеле и сказала поэту, что выйдет замуж за человека, который принесет ей сердолик. Именно Эфрон и подарил ей этот камень.

На следующий год они поженились, у них родилась дочь Ариадна. А через два года, в 1914 г., Цветаева познакомилась с Софьей Парнок. Эта встреча стала знаковой, и Эфрону пришлось мириться с новой страстью супруги. Парнок была не единственным увлечением Цветаевой, однако после каждого романа она возвращалась к мужу.Отношения с Парнок продлились два года. За это время был написан цикл стихотворений «Подруга», но взаимная ревность разрушили связь.

Дочери. Своеобразное отношение Цветаевой к дочерям – один из самых спорных эпизодов ее биографии. Литературное творчество всегда было для Цветаевой на первом месте. Любые бытовые трудности были незнакомы поэтессе, ведь с рождения она ни в чем не нуждалась. Все это отразилось на воспитании первой дочери, из которой она стала делать гения, как когда-то ее мать делала из самой Марины. Ребенок действительно был одарен. Ариадна рано начала писать стихи, и Цветаева даже включила творения семилетней дочери в свою книгу «Психея». Период 1912–1917 гг. был для поэтессы счастливым. Она могла свободно заниматься литературой, а все бытовые хлопоты ложились на плечи няни.

Но все изменилось после революции. Цветаева осталась без прислуги и денег, плюс у нее родилась вторая дочь. И если Ариадну поэтесса практически боготворила, то младшая для нее была обузой. По сравнению с талантливой сестрой Ирочка казалась не просто заурядной: Марина считала малышку недоразвитой. Цветаева признавалась, что, когда она уходила искать работу и брала с собой Алю, маленькую Иру они привязывали к креслу простынями, чтобы не упала, а потом, когда она подросла, привязывали уже к ножке кровати и оставляли одну в комнате, чтобы никуда не уползла и ничего не наелась; однажды Ира, оставшись одна, съела полкочана капусты и плохо себя чувствовала после этого «пира».

Голод, нищета, неопределенность будущего – все это обрушилось на Цветаеву. Её муж в это время участвовал в Белогвардейском движении, и поэтесса осталась одна. Вероятно, если бы жизнь сложилась немного по-другому, то и отношение к младшей дочери было бы другим.В 1919 г. Цветаева отдала дочерей в приют. Этот поступок она оправдала тем, что девочек нечем кормить и в приюте им будет лучше. Не забываем о том, что Цветаева не умела вести хозяйство, стихи не продавались. В итоге Ариадна заболела и Цветаева поехала навестить ее. Запись от 17 декабря 1919 года в дневнике Цветаевой: «Между кроватями мотается Ирина. Даю Але сахар… “А что ж Вы маленькую-то не угостите?” Делаю вид, что не слышу. Господи! Отнимать у Али! Почему Аля заболела, а не Ирина?!!». Ире было всего два года. Малютку хотели забрать сестры мужа, но поэтесса не позволила

Алю Цветаева забрала домой, а Ирина осталась в приюте, где в скором времени умерла от голода. Об этом Цветаева узнала случайно, заехав в Лигу Спасения детей, чтобы похлопотать о санатории для старшей девочки. Поэтесса написала пронзительные стихи на смерть дочери, но на похороны не пришла. Она лечила Алю.

Когда Марина узнала, что муж выжил и бежал из страны, она начала собираться в эмиграцию.

Через несколько месяцев после трагедии мать с дочерью отправились за границу к Сергею Эфрону. А когда Але исполнилось 13 лет, Марина Ивановна родила сына Георгия. Поэтесса его называла Мур. Он рос весьма отстраненным мальчиком. К матери был холоден. Даже друзья отмечали, что сын общается с матерью довольно резко. С годами пренебрежение усиливалось. К Цветаевой сполна вернулось ее отношение к дочери. В тот период Ариадна сблизилась с отцом. Затем девушка поступила в художественное училище при Лувре и стала подрабатывать вязанием шапочек и носков.

В 1937-м Эфрон вернулся на родину. Дочь Марины Цветаевой последовала за ним в надежде жить лучше, ведь здесь она была прислугой, а в России обещали многое.

После отъезда мужа и дочери, Цветаева осталась во Франции одна, все отвернулись от нее, так как муж Цветаевой объявлен шпионом. Первыми уехали в Россию Сергей и Ариадна. Но вскоре после возвращения матери Ариадну по обвинению в шпионаже арестовали и отправили в лагерь, которая под пытками дала показания против отца. Через полтора месяца после этого под арест попал и Сергей. О том, что отца расстреляли в октябре 1941 года, Ариадна узнает только несколько лет спустя. Знала ли Цветаева, что так произойдет. Возможно, но из голода в чужой стране и приезда в Россию она выбрала возвращение, чего и добивались власти.

После возвращения в СССР сын Цветаевой оказался в чуждой для него среде. Семья нищенствовала. Ни дочери, ни мужа Цветаева после арестов так больше и не увидела.

После начала войны вместе с другими литераторами Цветаева оказалась в эвакуации в Елабуге, где получила направление на должность посудомойки в рабочей столовой. Без работы она не имела бы возможности получать продовольственные карточки. Сын писал в дневнике, что в последние дни мать была сама не своя. Хозяйка слышала, как они ссорятся, но причин понять не могла: разговаривали на французском. Цветаева, за которой все еще тянулся шлейф белоэмигрантки, жены и матери врагов народа, боялась навредить Муру. Она считала, что если ее не будет в биографии сына, то ему будет лучше, ведь "дети за родителей не отвечают".

Марина перед смертью написала Асеевым просьбу приютить Георгия. Они приняли. На 10 дней. А Муру писала: «Передай папе и Але — если увидишь, — что любила их до последней минуты, и объясни, что я попала в тупик».

В 16 лет Георгий Эфрон попал в детдом, после того как мать покончила жизнь самоубийством. Затем выяснилось, что расстреляли отца, а сестра под арестом(Ариадну осудили на 8 лет по статье за шпионаж).

В 1944 наследника поэтессы призвали на фронт, где он погиб.

Марина перед смертью написала Сергею Асееву просьбу приютить Георгия. А Муру писала: «Передай папе и Але — если увидишь, — что любила их до последней минуты, и объясни, что я попала в тупик».

Ее похоронили 2 сентября. Могила в военные годы затерялась. Подлинное место неизвестно, но есть символическое захоронение.

На свободу дочь Цветаевой Ариадна Сергеевна вышла в 1948-м. Ей разрешили обосноваться в Рязани. Затем последовал повторный арест и приговор к пожизненной ссылке. Личную жизнь Ариадна Эфрон наладить не успела. Роман с журналистом и переводчиком Самуилом Гуревичем оборвался из-за ареста. А после освобождения любимого уже расстреляли за шпионаж.

Вероятно, проникнувшись судьбой поэтессы, дети начинают пристальнее оценивать ее творчество. Возмущаться поступками, оправдывать их, но как мы знаем, эмоции важны для восприятия. Тем более во время, когда учить стихи не любят, не находят в них отклик. А разобрав почему, в какое время, в какой жизненный период были написаны стихи, становится легче их воспринимать.