Рядом с Лужниками в старинной местности под названием Девичье Поле расположен красивейший Новодевичий монастырь. Его прекрасные виды неизменно притягивают взгляды всех, кто оказался на смотровой площадке на Воробьевых горах, или на прогулочных катерах, проплывающих мимо этого места по Москва-реке, или в непосредственной близи от самого монастыря.
История создания Новодевичьей обители началась в начале XVI века. В 1514 году, в связи со взятием города Смоленска в очередной кампании — великий князь Московский Василий III дал обет основать в честь этого значимого события монастырь.
Через 10 лет, в 1524 году Новодевичий женский монастырь был основан на том месте, где в 1456 году москвичи попрощались со Смоленской иконой Божией Матери «Одигитрия», которую они возвращали назад Смоленску (до этого икона несколько десятилетий пробыла в Москве). Так как монастырь основывался в честь взятия Смоленска, то и место выбрали символичное. На память об этом событии в обитель был перенесен список с чудотворной Смоленской иконы Божией Матери.
Существует три основных версии происхождения названия монастыря. Согласно первой, во времена татаро-монгольского ига дань вражеским силам приходилось уплачивать не только деньгами, но и русскими красавицами. Молодых девушек свозили на поле, где отбирали лучших. Со временем поле стали называть Девичьим, а появившийся там монастырь стал Новодевичьим. Другая версия гласит, что название произошло от фамилии первой настоятельницы монастыря — Елены Девочкиной. А, согласно третьей истории, святилище стало Новодевичьим в противовес более старому архитектурному памятнику — Зачатьевскому монастырю, называвшемуся еще Стародевичьим. Надо сказать, что название местности Девичье Поле звучит во всех версиях возникновения имени монастыря, в связи с чем мы склонны придерживаться первой из них.
После того как был установлен день празднования иконы Божией Матери «Смоленская» — 28 июля — у московских государей появился обычай приезжать сюда на богомолье. Как отмечает исследователь русских храмов и монастырей А. Ю. Низовский, государи, останавливаясь перед самыми стенами обители шатром: «Стояли вечерню, всенощную, на следующий день — обедню, а потом от царского имени устраивалось обильное угощенье. Отсюда пошел обычай... ежегодного народного гулянья на Девичьем поле, позднее перенесенного в район Пресни, в Новинское».
Про икону стоит рассказать отдельно несколько слов.
По патриаршей грамоте 1598 года полным названием монастыря было: «Пречестная Великая обитель Пречистыя Богородицы Одигитрии Новый Девичий монастырь». Одигитрия в переводе с греческого означает — «Путеводительница», «Наставница». Так назывался древний образ Богоматери, по преданию, написанный евангелистом Лукой и хранившейся в храме Одигон (монастырь Панагии Одигитрии).
Легенда гласит, что в Россию икона попала в середине XI века, когда византийский император Константин IX Мономах благословил ею в дорогу свою дочь — царевну Анну, ставшую женою князя Всеволода Ярославича. Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси.
В начале XII века (по другим данным, в 1097 году) князь Владимир Мономах перенёс икону в Смоленск, где заложил храм Успения Богоматери, в котором впоследствии и разместили христианскую святыню. С тех пор икона стала называться Смоленской, Смоленск — градом Пресвятой Богородицы, а собор — Домом Ея. Церковное предание приписывает иконе помощь в спасении города в 1239 году от нашествия Батыя. А в XV веке икона оказалась в Москве.
Чтобы причина торжества Василия III, ставшего толчком к созданию монастыря, была более понятной, сделаем небольшой исторический экскурс. В первой половине XVI века между Московским княжеством и Литвой четыре войны следовали одна за другой. В одну из таких войн было 3 похода на Смоленск. Все возглавлял Великий князь Василий III, и продолжались они с 1512 по 1514 гг. Первые два похода были неудачными. В результате третьего похода, в котором участвовало 80 тысяч человек, и последующих дипломатических переговоров, длившихся до 1522 года, Смоленск остался в составе Московской Руси почти на 90 лет, до 1611 года, после чего опять отошел к Речи Посполитой (после объединения Польского королевства и Великого княжества Литовского в 1569 году).
Одной из отличительных особенностей созданной на Девичьем поле обители стало то, что здесь часто постригали в монахини представительниц знатных боярских родов. Например, в самом начале Смутного времени, в 1610 году, когда род Годуновых был почти уничтожен, в монастырь была поселена дочь Бориса Годунова Ксения в качестве инокини Ольги. Позже здесь находилась в заточении соперница Петра I царевна Софья, которая после неудачного восстания стрельцов против молодого царя была здесь же пострижена в монахини под именем Сусанны.
Именно с ней и местом её заточения связана одна из самых популярных легенд монастыря. Считается, что, если посетить Напрудную башню архитектурного памятника (другое название — Софьина башня), то сбудутся все желания. Именно в этом строении в 1698 была заточена царевна Софья. Существует легенда, что стены монастыря приобрели волшебную силу, так как Софья сильно страдала здесь. С тех пор сюда стремится прийти каждый, кто хочет вылечиться от болезней, обрести счастье, вернуть в жизнь радость. А чтобы желание исполнилось, достаточно прислониться к стенам башни и произнести его.
В смутные времена с 1610 года по 1612 год монастырь переходил из рук в руки. Лишь 24 августа 1612 года произошло решающее сражение между народным ополчением под предводительством князя Пожарского и войсками Яна Ходкевича. Войска Ходкевича потерпели поражение и 25 августа покинули Москву.
С воцарением после смутных времен Михаила Фёдоровича Романова началось восстановление монастыря, обитель освободили от податей в казну. К 1650-м годам разорённый монастырь был очищен, восстановлен и укреплён. В 1656 году патриарх Никон, показывая его Антиохийскому патриарху Макарию III, утверждал, что на Руси не найдётся монастыря богаче этого. Таким он был и в дальнейшем. В XVII — начале XVIII веков монастырю принадлежало 15 000 душ крепостных и более 150 000 десятин земли в 36 сёлах, разбросанных от Онеги до Нижней Волги, ещё со времён Ивана Грозного обители принадлежало подворье в Кремле и слобода вдоль Пречистенки, к которой было приписано 127 ремесленников, монастырь содержал штат приказчиков и подьячих для ведения дел.
Сердцем Новодевичьей обители был и является сейчас пятиглавый Смоленский собор, построенный в 1524-1525 годах и украшенный затем уникальными фресками. В 1690 году была построена колокольня, чуть ранее, в 1685-1687 годах — трапезная монастыря с Успенской церковью. Башни украсили ажурные короны, была возведена колокольня в 72 метра высотой (вторая в Москве после колокольни Ивана Великого). Большинство этих построек было возведено под руководством царевны Софьи, которой впоследствии пришлось провести здесь остаток жизни.
Именно в ее правление, вокруг Смоленского собора был создан центрический архитектурный ансамбль, в котором Смоленский собор оказался центром пересечения двух главных осей. Ось «север-юг» образуют две надвратные церкви, а ось «запад-восток» — колокольня и трапезная. Согласно документу второй половины XVIII века, автором этого ансамбля и создателем большинства сооружений монастыря является зодчий Пётр Потапов — создатель церкви Успения Пресвятой Богородицы на Покровке, близкой по стилистическим особенностям к постройкам Новодевичьего.
Крепостные стены с башнями были впервые возведены еще при Борисе Годунове, но в конце XVII века были полностью перестроены. Башни при этом, как уже сказано выше, получили ажурные завершения, наподобие Кутафьей башни Кремля.
Как вы уже поняли, уважаемые читатели, с монастырем связано множество легенд, переплетенных с историческими фактами. Есть и легенда, связанная с Наполеоном в 1812 году.
Отступая из Москвы, он пожелал спалить монастырь и его солдаты бросили множество свечей в разбросанную в здании солому, а также установили бочки с порохом, поместив поверх них зажженные фитили. Но монахини ревностно охраняли свою обитель, вовремя обнаружили опасность и потушили пожар. Однако Наполеону было важно увидеть зарево над зданием. Поэтому он остановился на Воробьевых горах, и ждал, наблюдая за монастырем сверху. По его плану, если ничего не произойдет, солдаты вернутся и повторят попытку. Этот вероломный «маневр» разгадал местный житель, дом которого стоял вплотную к монастырю. Поэтому, чтобы спасти святыню, он решился на поджог собственного жилища. Этого оказалось достаточно, чтобы обмануть Наполеона, который увидев пламя стал отступать.
На территории Новодевичьего монастыря находится знаменитое кладбище, где похоронены многие знаменитые сыны и дочери России. Оно было создано в начале XX века, еще до революции 1917 года. Под руководством профессора архитектуры Ивана Павловича Машкова и архитектора Сергея Константиновича Родионова были возведены кладбищенские стены и расчерчена территория участков. В 1904 году состоялось официальное открытие Новодевичьего кладбища. Из выдающихся личностей России здесь погребены поэт и партизан, герой войны 1812 года Денис Давыдов, русский историк Сергей Соловьев и его сыновья — философ Владимир Соловьев и писатель Всеволод Соловьев, русский историк Михаил Погодин и многие другие. В некрополе монастыря покоится прах писателя Антона Чехова, пианиста и композитора Александра Скрябина и других. В 1930-е годы сюда был перенесен прах писателя Николая Гоголя, далее — писателя Сергея Аксакова, художника Исаака Левитана. Характерно, что многие захоронения происходили в связи с закрытием других московских кладбищ (например, кладбищ Данилова и Симонова монастырей). С советского же периода здесь начинают хоронить и видных политических деятелей, таких как, например, Лазарь Каганович, Анастас Микоян, Вячеслав Молотов, а в наше время — Борис Ельцин, Виктор Черномырдин. На Новой территории похоронены многие деятели искусств, культуры, кино и эстрады советского и российского периодов.