#геостратегия
В случае катастрофы, распада Китая, Тибет имеет хорошие шансы на отделение, для понимания особенностей данной территории разговор нужно вести с необычного и нетривиального прошлого. В период 618-842 гг. в мире существовала сильная Тибетская империя, которая значительно вышла за пределы Тибетского нагорья (см. рисунок) и успешно воевала с соседями – Империя Тан, Уйгурский каганат и др. В тот исторический период численность населения Тибета достигла 10 млн. человек (непосредственно на нагорье около 3 млн. человек), что составляло примерно 3,0%-3,8% от всего населения мира (260-330 млн. человек). Для сравнения, население Китая (Империя Тан) в те времена, период максимальной мощи, оценивается в 75 млн. человек.
Очень небольшая часть Тибетского нагорья, долины великих рек, расположены на высотах ниже 4 000 м, где возможно ведение сельскохозяйственной деятельности. Следующая тысяча метров ограниченно пригодна для выпаса скота, ну а выше 5 000 м люди не жили. Представьте, что в современных реалиях на Тибете жило бы около 300 млн. человек, а уровень развития технологий был передовым. Нет ничего удивительного, что это было сильное, влиятельное и успешное государство.
В период империи климат в горах был более теплым, влажным и комфортным для земледелия (пшеница, ячмень, гречиха, горох, мулы и хайныки) . В IX в. ситуация изменилась, стало сухо и холодно, фундамент для величия исчез. Последующие 1 200 лет Тибет не имел полноценной субъектности и независимости, без шансов в прямом противостоянии, экспансии и развитии по отношению к окрестным державам. Он перманентно пребывал в состоянии распада и искал помощи соседей-кочевников (монголов, ойраты и др.), примеряя на себя роль духовного лидера и источника сакрализации власти. Вернуться к численности населения удалось лишь во второй половине XX в., что сейчас составляет около 0,1% от мировой.
В период Тибетской империи буддизм не был доминирующей религией и не создавал повышенной нагрузки на экономику большим количеством выведенного из продуктивной материальной деятельности населения, кем впоследствии стали монахи. В X в. роль буддизма выросла и сформировалась система школ: Ньингама, Кагью (красные шапки), Сакья (клан Кхон), Кадам / Гелуг (желтые шапки, во главе с Далай-Ламой и Панчен-Ламой).
Начиная с XIII в., в ходе взаимодействия с монголами, был сформирован механизм внешнеполитического позиционирования, а также внутренней борьбы за власть (связка «наставник-покровитель»):
- ️обрати в свою версию буддизма правителей сильнейшего соседнего кочевого народа («покровитель»);
- ️убеди правителей принять лидера этой школы в качестве духовного «наставника» в обмен на сакрализацию власти;
- ️объяви правителя кочевников реинкарнацией героя и/или великого правителя прошлого;
- ️получи от правителя кочевников помощь в борьбе с конкурентами, став главой Тибета.
В результате Тибет становился не вассальной территорией кочевых империй, а опекаемой «резиденцией» духовного наставника государства. Кочевники захватывали Китай, его правители устанавливали связь с Тибетом, но для китайцев всё это было чуждое и не нужное им влияние. Как только происходило усиление конфуцианско-бюрократической элиты, буддизм начинали прижимать, при росте влияния евнухов, гарема и царедворцев – обратное явление. Империи и кочевники на троне сменяли друг друга, буддийские школы боролись за первенство. Привычные нам Далай-Ламы – суть главы одной из школ (Гелуг), которая в XVI в. вышла на первое место.
Если говорить в привычной европейской традиции, то до 1912 г. Тибет, Монголия и Манчжурия не были частью Китая, а были отдельными субъектами под властью императора из династии Цин (1644-1912 гг.) – маньчжуров. После распада, эти части решили объявить о своей государственности, но если Внешняя Монголия смогла её сохранить (позиция СССР), то уйгурам и тибетцам не повезло, они оказались не нужны сильным соседям и были присоединены Китаем.
В 1951 г. Тибет стал частью КНР, после чего его глава Далай-Лама XIV бежал, став одним из символов западной борьбы и инструментом давления на Пекин. В рамках последнего, его образ и значимость была многократно раздута, для многих сторонних наблюдателей, он не глава одной из малых школ, а практически буддийский аналог Папы Римского в изгнании, но для абсолютного большинства буддистов мира (тхеравада) он не является главой и авторитетом.
Далай-Лама XIV органично вписался в планы глобалистов по объединению всей духовной сферы. Однако, большого масштаба и влияния его экуменистическая деятельность не обрела, конкурировать с Ватиканом не вышло. Влияние главы школы Гелуг слабеет, особенно в силу грядущей смерти и «реинкарнации» в качестве ребенка на подконтрольной Китаю территории, с последующим «правильным» и патриотичным воспитанием. Лет 15 назад начали обсуждать возможность «реинкарнации» нового Далай-Ламы ещё при жизни предыдущего и за пределами китайской части Тибета. Погружаться в теологическую буддистскую казуистику по «делимости души» не будем.
Пекин активно работает по встраиванию национальных окраин в унитарное государство, поощряет переселение ханьцев. Однако, в случае ослабления, распада Китая, что имеет высокие шансы в начале 30-х годов, малонаселённые Тибет, Синьцзян-уйгурский округ и Внутренняя Монголия постараются отколоться. Переселенцы не смогут серьезно помешать процессам, так как местные жители будут более сплоченными, вооруженными и агрессивными, активно выгоняя городских приезжих, для которых окружающие условия жизни так и остались чуждыми, непривычными и некомфортными.
Ни о какой самостоятельности и субъектности речи не идёт, в силу низкой численности, большого количества антропологических пустынь, невозможности военного усиления, создания сильной экономики (природные ресурсы есть, но очень дороги в добыче и доставке), технологии и т.д. Тибет не сможет стать смысловым, религиозным центром для внешних сил, примерив привычную за восемь сотен лет роль «наставника» - нет потенциальных «покровителей». Однако, будущее у этих образований есть и хорошее – страны-буферы, пустынные лимитрофы, подобные Монголии, что будут снижать напряжение между крупными странами. В случае распада Китая, шансы на отделение по воле и с помощью внешних сил у Тибета значимы, но не более.
И, да, несколько лет назад, в рамках вульгарной геополитики, были попытки предложить России стать средневековым Тибетом при сильном Китае, как хорошо, что вся эта муть усохла и отвалилась, как и мифическая «китайская партия» …)))
Автор отвечает на комментарии в телеграмме, постоянный адрес заметки: https://t.me/geostrategrus/3595
#АндрейШкольников #стратегия #геостратегия #геостратег #Андрей #Школьников #ШкольниковАндрей