В художественном музее имени Виктора Семеновича Сорокина (Доме мастера) в Липецке прошла выставка художника Михаила Николаевича Кононыхина. Примечательна экспозиция тем, что художник работает в стиле Виктора Семеновича, но не подражает ему, а создает полотна в своей манере. На выставке представлены только пейзажи. Все работы автор создает не по фотографии, а с натуры на пленэре или же делает ряд этюдов, на основе которых и рождается потом завершенное произведение в мастерской. Побывал во многих городах нашей страны, где работал на пленэре. Многие его картины рассказывают о красоте далеких от нас мест.
Поездил художник по многим регионам, начиная от Сибири и заканчивая Крымом. Побывал также в Казахстане и Белоруссии. Многие его поездки связаны с другой его деятельностью - росписью храмов. Последние три года, например, он работал в Новосибирской области, а в свободное время, в выходные занимался этюдами. В Новосибирской области, например, расписывал новый храм, который был построен недавно. О себе он рассказал, что родился в Липецке в 1988 году, окончил детскую художественную школу №1 имени Сорокина, потом обучался в Липецком государственном педагогическом университете имени Семенова-Тянь-Шанского на художественно-графическом факультете.
Участвовал во многих областных, межрегиональных, всероссийских, молодежных выставках. Его работы, помимо Липецка, экспонировались в Воронеже, Рязани, Белгороде, Саратове, Курске, Смоленске. Картины его хранятся в Липецком, Белгородском художественных музеях, Каргопольском историко-архитектурном художественном музее, Елецком краеведческом музее, в частных коллекциях России и зарубежья. На выставке представлено 27 живописных работ разных периодов с 2015 по 2023 годы. Эти произведения позволяют проследить творческую манеру художника, его мироощущение и художественный язык.
Липецк, кстати, Михаил пишет не часто, у него больше пейзажей Ельца, Лебедяни, есть, например, изображение села Кузьминки Лебедянского района, где осталась только полуразрушенная церковь, а от самого села уже ничего нет. Он пишет как на маленьких, так и на больших форматах холстов. Говорит, что может где-то встать, например, на парковке, и писать. Люди относятся к этому с симпатией, некоторые подходят, интересуются, что его заинтересовало? К этому он уже привык. Он показал картину, созданную в Смоленске практически в центре города на пешеходной улице. Писал он ее зимой, на большом формате.
Многих горожан это удивило. Не каждый день увидишь живого художника, работающего на пленэре с холстом таких размеров. Он говорит, что ощущения, когда работаешь на улице, на природе, совсем другие, нежели в мастерской. Зимой, например, руки и лицо замерзают, времени думать над тем, как рисовать, как положить краски, чтобы чувствовался цвет, свет, тени, полутени, просто нет. Делается все быстро, почти на автомате. Однако такие спонтанные работы, считает он, более яркие, живые и интересные.
ЧАСТЬ ДУШИ
Я спросил у художника о том, ради чего и зачем он это делает, тем более, если денег это почти не приносит? Он говорит, что не я первый интересуюсь данным вопросом. А зарабатывает он тем, что работает в мастерской в Доме художника, росписью храмов. Кто-то и приобретает его картины, работает и на заказ, а еще пишет иногда портреты, но редко – хотелось бы чаще. Он считает, что творчество Виктора Семеновича оказало большое влияние на творчество многих липецких художников и не только того поколения, но и сегодняшнего. Вот и в его картинах можно почувствовать отголоски этого. Кстати, многие художники во многих городах знают «сорокинский стиль» и считают его уникальным.
Картины Михаила Николаевича имеют фактуру, объем. Он говорит, что любит изображать старинные дома, улицы, например, в Томске их сохранилось огромное количество. Там есть целые улицы, где стоят деревянные дома, построенные еще в 19 веке. Безусловно, их тоже сносят, поэтому хочется успеть их запечатлеть. В Ельце сохранилось что-то подобное, но уже и многого нет, дома тоже или сносят или обшивают сайдингом или иными современными материалами, а в Липецке подобного и вовсе не осталось. Помимо рабочих поездок, Михаил Николаевич совершает выезды на пленэры, они проходят по всей стране. Сейчас это стало делать намного проще.
Организаторы оплачивают жилье, питание, художникам остается только творить, а в качестве платы они дарят организаторам свои произведения. А проектов таких сегодня, слава Богу, стало много. Было время, когда всего этого художники были лишены, сегодня времена изменились. На пленэрах, кстати, устраиваются и выставки-продажи, где мастера кисти могут реализовать свои произведения. Михаил Николаевич подводит меня к своим произведениям, рассказывает о них. Для него каждая картина – это часть его жизни, в которую он вкладывает свою душу. Безусловно, есть удачные, наиболее удачные, но и неудачные работы. Неудачные стоят в мастерской, но выбросить их жалко.
Искусствовед, член-корреспондент Российской академии художеств, член Союза художников России Татьяна Ивановна Нечаева считает, что Михаил Николаевич следует лучшим традициям школы пейзажной живописи, но не боится экспериментировать на холсте. Излюбленный метод создания его работ - пленэр на открытом воздухе при естественном освещении, когда возникает особое колебание цвета, которое глубоко чувствует художник. Не случайно название выставки «На вибрациях». Эти вибрации цвета, солнца, воздуха передаются через пейзажные работы художника.
А еще, предметом его творческого вдохновения могут стать случайные вещи, удивляющие сочетанием цвета и фактуры. Михаил параллельно занимается декоративно-прикладным искусством. Находит то, чего не видят другие и дает вещам новую жизнь. Это может быть старая резная рама или деревянная доска, над которой уже поработала сама природа. Все это становится источником вдохновения и творчества. Она отметила, что давно следит за его творчеством и даже давала ему рекомендательное письмо при вступлении в члены Союза художников России. Уже тогда было понятно, в какую сторону он движется, а движется он в сторону, обозначенную Виктором Семеновичем Сорокиным. У Михаила Николаевича хороший вкус.
К какой бы работе вы не подошли, вы увидите, насколько точны там цветовые отношения. Вы увидите, как много там вибраций цвета, отношений. Очень важно, что художник продолжает традиции липецкой школы, которые заключаются не в том, что художники идут по стопам мастера, а в том, что они приняли как главный принцип выражения содержания и состояния, которые мы считываем с картины средствами живописи и пластики. Липецкая школа пережила тяжелые времена, и сейчас радостно, что она возрождается. Татьяна Ивановна пожелала Михаилу Николаевичу дальнейших успехов и отметила, что ей большинство его работ доставили истинное наслаждение.
ТЕПЛАЯ ВСТРЕЧА
Председатель Липецкой областной организации «Союз художников России» Сергей Анатольевич Толчеев считает, что в стране сегодня происходят события, которые делают нашу жизнь лучше, касается это и мира художников. Процесс этот может быть и не всем заметен, но его результаты уже налицо. Благодаря этому зрители увидят еще немало интересного. Он полагает, что Михаил Николаевич является одним из примеров того, что творческий мир сегодня меняется в лучшую сторону. Сергей Анатольевич также пообещал, что впереди у липчан много новых открытий и, безусловно, они порадуют любителей, живописи, графики, декоративно-прикладного творчества, скульптуры.
Кстати, на выставке присутствовала одна из педагогов Михаила Николаевича – Татьяна Ивановна Бербаш. Она преподает на кафедре изобразительных искусств художественно-графического факультета ЛГПУ уже много лет и ее учениками являются многие липецкие художники. Она пожелала Михаилу Николаевичу творческих успехов и выразила надежду, что его произведения мы увидим еще не раз. А потом состоялась небольшая экскурсия, где зрителям рассказали о творчестве художника. Работы для выставки были отобраны такие, которые бы соответствовали ее названию. Мы увидели городские пейзажи в теплых, пастельных тонах.
Увидели картины с яркой фактурой, с удивительной передачей света, теней. Названия у них как обычные, так и не очень. Например, есть пейзаж «Мерцающий». Написан он был в Белоруссии. На холсте художник запечатлел несколько зданий в городе Мстиславле. Был изображен теплый, весенний день, передающий вибрации весны, тепла и света. На картине «На рассвете» видно золотистое солнце рассвета, отражающееся на крышах домов. «Яблони в цвету» написаны в Ивановке Тамбовской области, в музее-заповеднике Сергея Васильевича Рахманинова. Интересно, что эта работа со временем поменяла свой цвет, а изначально она была более сочной. «Теплая встреча» рассказывает о начале весны, там много солнца, радости, тепла, но еще кое-где виден снег, как символ уходящей зимы.
Картина «Городская музыка» была создана в Ельце, на ней мы увидим один их храмов города. Солнечный луч отражается в куполе церкви. Одна из работ была создана в Новосибирске, в порту. Там видны не только стоящие на рейде суда, но и прилегающие здания. Автор одинаково хорошо передает колыхания воды, синеву неба. В морозный день был написан дом из Смоленской области. Он интересен не только своей архитектурой, но и световыми и цветовыми отношениями. Не менее занимательна и работа «Утро», где мы видим восходящее солнце. Было отмечено, что картины лучше рассматривать издалека, тогда вы увидите всю их прелесть и целостность.